Здесь одни только камни не плачут . Природные стихии будут в поэме и дальше выражать состояние героев. В день похорон Прокла Сурово метелица выла И снегом кидала в окно . Печальная избушка осиротевшей семьи, да и вся земля, «как саваном, снегом одета» (позднее то же прозвучит в стихотворении «Балет»: после проводов рекрутов возвращаются, как с похорон,— «в белом саване смерти земля»). С мотивом смерти, похорон, савана вновь возникает и усиливается мотив рыданий. В посвящении: Знаю я, чьи молитвы и слезы Роковую стрелу отвели . Дальше это скупые, но неостановимые слезы «горькой вдовицы» Дарьи: Сшивая проворной иголкой На саван кусок полотна, Как дождь, зарядивший надолго, Негромко рыдает она. Для ее слез Некрасов найдет и другой, может быть, неожиданный образ: Слеза за слезой упадает На быстрые руки твои. Так колос беззвучно роняет Созревшие зерна свои . Образ этот появляется не вдруг, он органично вырастает из всего крестьянского миропонимания и мирочувствования, в которое погрузился здесь поэт. Еще в стихотворении «Несжатая полоса» (1854) зрелый колос молит о пахаре: « .Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли! Нет! мы не хуже других — и давно В нас налилось и созрело зерно. Не для того же пахал он и сеял, Чтобы нас ветер осенний развеял? » Но пахарю уже не суждено вернуться на свою ниву: Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли как плети, Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал . Сыплющиеся па землю зерна — как слезы осиротевшей «полоски» над умирающим пахарем, В этом смысле и «Несжатая полоса» также звучит предвестием, предвосхищением позднейшей поэмы. В «Морозе .» в обращении к умершему Проклу снова услышим: С полоски своей заповедной По лету сберешь урожай! Дарье спится страшный сон: Вижу — меня оступает Сила — несметная рать,— Грозно руками махает, Грозно очами сверкает: Но «бусурманская рать» оказывается качающимися, шумящими колосьями па ржаном поле: Это колосья ржаные, Спелым зерном налитые, Вышли со мной воевать! Жать принялась я проворно, Жну, а на шею мою Сыплются крупные зерна — Словно под градом стою! Вытечет, вытечет за ночь Вся наша матушка-рожь . Где же ты, Прокл Савастьяныч? Что пособлять не идешь? Спелые зерна падают, сыплются, текут, вытекают, не дают покоя, требуют крайнего напряжения и напоминают о невозвратной потере: Стану без милого жать, Снопики крепко вязать, В снопики слезы ронять! То, что определяет основу основ крестьянской жизни, составляет ее смысл и радость: Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай! — теперь, со смертью Прокла, непоправимо, окончательно разрушено. В счастливом предсмертном видении Дарье еще представляется свадьба сына, которой, «как праздника», ждали они с Проклом и в которой роль хлебного колоса снова светлая, жизнеутверждающая: Сыпь на них хлебные зерна, Хмелем осыпь молодых! Но ей, как и Проклу, тоже не суждено больше участвовать в этом размеренном, мудром, близком к природному течении обновляющейся жизни. Все, что было полно для нее живого значения, померкло. Исследователями уже отмечалось, что лирический напор в поэме «Мороз, Красный нос» счастливо сочетается с ее эпическим началом. В этом проявляет себя более общая для Некрасова закономерность. Лирическое чувство поэта по-настоящему находит себя, только соприкасаясь с эпическими основами народного мира. Его внутреннее «я» только здесь получает наиболее полное и свободное свое воплощение. Развертывание поэмы на деле преодолевает отчаяние и одиночество поэта, хотя ее сюжет и не заключает ничего в прямом смысле утешительного. Драгоценна здесь сама возможность внутреннего слияния с высоким строем жизни. «До самого конца жизни Дарьи, до последних ее минут,— пишет Я. Билинкис,— не разойдется поэт нигде и ни в чем со своей героиней, сумеет от себя передать ее предсмертные видения и чувства». Похожие материалы: Особенности языка Ахматовой Библейские сюжеты в произведениях Булгакова Переработка сюжетов и переосмысление образов мировой классики в сказочных
пьесах Е. Л. Шварца. Новое содержание " старых"
сюжетов. Шварц и Андерсен |
Лирика Некрасова. Поэзия и проза
Страница 10
О литературе » Роль художественной детали в произведениях русской литературы 19 века » Лирика Некрасова. Поэзия и проза