Художественный мир Гоголя необыкновенно своеобразен и сложен. Кажущаяся простота и ясность его произведений не должна обманывать. На них лежит отпечаток оригинальной, можно сказать, удивительной личности великого мастера, его очень глубокого взгляда на жизнь. И то и другое имеет непосредственное отношение к его художественному миру. Никто из предшествующих автору «Мёртвых душ» русских писателей не показал с такой убеждающей художественной силой, реалистической достоверностью отжившие формы крепостнической действительности России. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов с позиций дворянской революционности обличали пороки помещичьего строя. В их произведениях глубоко раскрывался идейный конфликт между передовой дворянской интеллигенцией и господствующими реакционными устоями жизни. Чацкий, Онегин и Печорин - каждый из них по-своему отразил различные стороны этого конфликта. Гоголь не призывал свергнуть царя - тирана и на «обломках самовластья» водрузить знамя вольности. Ему был не свойствен и мятежный ум Чацкого, страстным словом своим предававшего анафеме мир Фамусовых и Скалозубов. Гоголь тоже ненавидел этот мир, но казнил его иными средствами - смехом, который Герцен считал «одним из самых мощных орудий разрушения». В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» жизнь старой России показана с такой стороны и с такой обличительной силой, с какой её ещё никто не изображал. Но выражало ли это изображение сознательную тенденцию самого писателя? В своё время в советском литературоведении довольно широко бытовала легенда об отсутствии у автора «Ревизора» и «Мёртвых душ» сознательно - критического отношения к действительности. Утверждалось, что писатель субъективно не разделял обличительного пафоса собственных произведений, что он создавал их якобы вопреки своим убеждениям. Согласно этой теории, Гоголь даже в 30-х и в начале 40-х годов, т.е. в пору своего творческого расцвета, стоял на неизменно консервативных позициях. Обличительный пафос гоголевской сатиры, таким образом, прямо противопоставлялся мировоззрению писателя. Его талант творил якобы независимо и вопреки мировоззрению. Подобная точка зрения ошибочна и совершенно искажает характер творчества Гоголя, даёт неправильное представление о его мировоззрении. Гоголь - один из самых сложных писателей мира. Его судьба - литературная и житейская - потрясает нас своим драматизмом. Противоречия раздирали его сознание и творчество. В своих произведениях он, разумеется, сознательно разоблачал порядки, которые насаждал несправедливый общественный строй России. Но эта «сознательность»имела определённые границы. Гоголь был далёк от мысли о необходимости радикального, революционного преобразования этого строя. Искренне и убеждённо ненавидел он уродливый мир крепостников и царских чиновников. В то же время он часто пугался выводов, естественно и закономерно вытекавших из его произведений. Дар гениального художника - реалиста сочетался в писателе с узостью его политического кругозора. В этом смысле Белинский отмечал присущую Гоголю ограниченность «интеллектуального развития», а Чернышевский - «тесноту горизонта». Здесь - истоки той духовной драмы, которую пережил Гоголь в последние годы жизни. В своём творчестве писатель испытал определённое воздействие идей Белинского. И хотя своей теоретической мыслью он не возвышался до революционных позиций великого критика, но его произведения боролись с тем же политическим врагом, которому противостоял Белинский. В своей известной статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» Апполон Григорьев писал, что «Гоголь стал литературным верованием Белинского и всей эпохи». Автор «Мёртвых душ» импонировал Белинскому и всей «молодой России» не только поразительной оригинальностью и художественным совершенством своего творчества, но и направлением этого творчества. Идейная направленность творчества Гоголя была близка Белинскому; кроме того, в самом мировоззрении писателя были такие элементы, которые помогли ему создать произведения обличительной колоссальной силы. В мировоззрении Гоголя было немало отсталых, патриархальных сторон. Он верил в разум правительства и высшую справедливость власти царя.
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Елеазар Песни русского пролетариата "Степь": взаимодействие системы образов и
темы природы как средство реализации подтекста тоски, одиночества и
неудовлетворенности |
Художественный мир писателя.
Страница 1
О литературе » Петербург в произведениях Гоголя » Художественный мир писателя.