История музея

Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры XX в. – деревянном особняке в стиле модерн, реконструированном в 1911 г. губернским архитектором В.А. Соколовским. Построен он был в конце XIX в, принадлежало Цукерману, находилось на улице Благовещенской (См., приложение 1)

Рождение Литературного музея произошло в светлый и радостный день – 6 июня 1997 г. Музей открылся неофициально, т.е. было всего две действующие экспозиции, библиотека-читальня с мебелью в стиле ХIХ в., литературно-музыкальная гостиная и книгохранилище. Презентация литературной гостиной была задумана как повод к разговору о дальнейшей судьбе музея. К тому времени из бюджета «живыми» деньгами не было выделено ни копейки. Почетными гостями литературного салона стали В.М. Зубов, губернатор края, писатель В.П. Астафьев, Б.А. Чмыхало, В.К. Размахнина, Г.М. Шленская, А.Ф. Пантелеева, Н.Е. Новоселова, историки Н.И. Дроздов и П.Н. Мешалкин.

Но идея открытия музея зародилась гораздо раньше, в послевоенные годы, в 1946 г., в период создания Красноярского отделения СП . Была написана научная концепция, автором которой был ученый-филолог и писатель А.Я.Гуревич. Концепция и сейчас хранится в архиве музея, как и опись собранных писателями книг, рукописей, фотографий из истории литературы начала ХХ в. В ней значится 95 единиц хранения. Экспонаты собирались по инициативе председателя Союза писателей Н.С. Устиновича в 1956 г. К сожалению, эта инициатива не имела последствий.

В начале 80-х годов ХХ в., идея создания литературного музея снова поднимается, оживляется литературная жизнь. Во всех городских газетах и заводских многотиражках появляются подборки стихов молодых поэтов. Все эти события связаны с возвращением в родные места ставшего знаменитым тогда писателя Виктора Петровича Астафьева. Он стал своеобразным центром притяжения культурной жизни огромного края: встречи с членами литературных объединений, молодыми прозаиками и поэтами, рабочими предприятий, студентами, десятки интервью, переписка читателями-поклонниками его таланта. Овсянка становится местом паломничества, как Ясная Поляна или Сростки еще при жизни В.П. Астафьева. К музею у Виктора Петровича было особое отношение.


Похожие материалы:

Новаторство поэзии В.Маяковского..
Б. Эйхенбаум писал: «История поставила перед Маяковским задачу огромной важности и трудности. Он должен был изменить не только поэзию, но и самое представление о ней и о поэте, что было, пожалуй, еще трудней."Борьбу за изменение трад ...

Символизм сказок Гаршина. Их эстетическая и воспитательная ценность
Кажется, каждая сказка В. М. Гаршина создается с новым подходом, ранее им самим не востребованным. Название "Сказка о жабе и розе" указывает одновременно и на жанр произведения, и на основных героев. Впрочем, на самом деле загла ...

Народные неортодоксальные верования в творчестве Короленко
Актуальность данной темы для нашего времени обусловлена тем, что и сегодня Россия переживает период смуты, потери народом былых нравственных ценностей, идеалов. Российский народ испытывает потребность в нравственной «пище», переживает про ...