Творчество Орлова В.В.
Страница 2
О литературе » Творчество Орлова В.В.

Роман «Соленый арбуз» заметила критика, по нему была сделана театральная инсценировка, снят фильм «Таежный десант».

В 1966 г. В. Орлов пишет свой второй роман «После дождика в четверг» (опубликован в 1968 г.). Действие его, как и в предыдущем произведении, протекает в Сибири, где разбушевавшаяся стихия создает чрезвычайную ситуацию на одной из сибирских рек: в верхнем течении после обильных дождей бурный поток смывает заготовленный лес и со страшной силой несет его на мост, построенный в свое время в рекордно короткие сроки, но с серьезными отклонениями от технологических норм. Позднее сам автор признавался, что в этом произведении он хотел передать мироощущение своего поколения, выраставшего в послевоенную пору «в той атмосфере страха и трусости, в которой, независимо оттого, знали люди, что происходило вокруг, или нет, они пребывали». Вместе с тем в романе присутствует и другая сюжетная линия, связанная с темой светлой любви, не знающей преград.

Материал одного из писем, пришедших в «Комсомольскую правду», был положен В.Орловым в основу сюжета следующего его романа - «Происшествие в Никольском» (опубликован в 1975 г.).

На этот раз писателю, по собственному его признанию, «хотелось проанализировать мотивы и последствия поведения определенной категории молодых ребят, что живут сытыми и пустыми, вне общественных интересов, без любимых книг и с очень приблизительными понятиями о морали и нравственности». Судьба этого произведения оказалась довольно непростой. Уже подготовленный к печати в «Новом мире», роман так и не был тогда опубликован, а увидел свет значительно позднее, да и то лишь после того, как автор, пойдя на компромисс, произвел значительные сокращения в тексте и полностью переделал трагический финал на более благополучный.

Наибольшую известность принес В. Орлову его четвертый роман «Альтист Данилов» (1980). Если все предшествующие произведения писателя были выдержаны в строго реалистическом ключе, то в «Альтисте Данилове» вольные фантазии В. Орлова решительно взламывают привычную плоскость бытового правдоподобия. Из ряда современных ему произведений роман резко выделяется прихотливым сплетением реальности с фантастикой и патетики с пародией. И критика, и читатели, высоко оценивая своеобразие «Альтиста Данилова», сразу же заговорили о его близости к Булгакову, между тем как на самом деле В. Орлов в романе не столько шел за Булгаковым, сколько вступал с последним в серьезную полемику.

Выведенный в качестве главного героя получеловек-полудемон Данилов живет среди простых смертных в столичном районе Останкино в 1972 г. (точная датировка - характерная особенность этого и всех последующих романов В.Орлова). Стремясь всецело реализовать себя как личность, герой сознательно отказывается от своих «демонических» возможностей и действует лишь исходя из своей собственно человеческой сущности.

Подобный авторский ход открыл возможность затронуть целый ряд проблем, из которых важнейшей стала проблема творчества и творческой личности в современную эпоху. Музыканта Данилова как личность творческую бытовые обстоятельства то и дело удручают, но «абстрагироваться», напрочь отмахнуться от них он не в состоянии, ведь условиями своего существования он ни в коем случае не должен отличаться от окружающих его обычных людей. Однако, категорически запрещая себе пользоваться (как в творчестве, так и в быту) демонической силой, альтист Данилов непрерывно бьется над мучительной проблемой: как соотнести духовные устремления с чисто материальными потребностями, если последние тяжким грузом притягивают к грешной земле? Всей логикой повествования автор с неизбежностью подводит к мысли о том, что истинно творческая личность обязана подниматься над бытом, преодолевать его, а не пытаться уходить от собственно житейских проблем.

Однако только вопросами художественного творчества и судьбой творческой личности проблематика романа далеко не исчерпывается. Многие страницы произведения являют собой острую сатиру на современную действительность (хотя сам В. Орлов и пытался отчасти отрицать это). При своем появлении «Альтист Данилов» вызвал волну читательского интереса и в считанные месяцы стал настоящим бестселлером.

Созданный же несколькими годами позднее роман «Аптекарь» (1988) поначалу был расценен критикой как свидетельство того, что автор «повторяется». Произведение вновь являло собой соединение точного описания быта с событиями совершенно фантастическими. Однако «Аптекарь» отнюдь не повторял «Альтиста Данилова», поскольку затрагивал совершенно иные проблемы, да и авторский подход был уже другим.

В основу сюжета романа положена история о том, как в самый разгар застоя (действие происходит летом 1975 г.) в Москве, на улице академика Королева, вдруг появляется сказочная женщина «берегиня» - волшебница и фея. Она обращается к нескольким завсегдатаям пивного заведения с предложением немедленно выполнить любую их самую заветную жизненную мечту. И тут вдруг оказывается, что ни у кого из этих людей (мужчин уже вполне зрелых) такой заветной мечты попросту нет. Нет той высокой цели, к которой они бы стремились. Жизнь давно уже превратилась в бессмысленное, чисто механическое существование. У героев В.Орлова это порождает чувство внутренней неудовлетворенности, желание выйти из привычного жизненного круга и осознание невозможности подобного выхода.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Истоки романтизма
Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII -первой четверти XIX века. Отсюда ведут его родословную. В таком подходе есть своя правомерность. В это вре­мя романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущ­ност ...

Истоки лирического характера поэзии Рубцова
Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой. О своей поэзии сам Ник ...

Фантастическое как элемент поэтической системы Булгакова. Фантастика в сатирическом и философском аспекте
В одном из черновиков романа "Мастер и Маргарита" сохранилась запись М. Булгакова "Фантастический роман", которая могла быть вариантом названия, а возможно, указанием на жанр[1]. Фантастическое как элемент поэтической ...