Заключение

Уже утвердилось мнение, что Николай Рубцов был одним из самых значительных лирических поэтов своего времени. Если еще недавно это мнение разделяли только приверженцы так называемой тихой лирики, сегодня о высокой ценности наследия Николая Рубцова говорят писатели и критики самых разных эстетических убеждений и пристрастий. Собственно литературная, так сказать, профессиональная деятельность Николая Рубцова длилось всего несколько лет, и он не успел обрести зрелость поэтического стиля. По мнению В. Кожинова, в стихах Рубцова можно обнаружить неточные, случайные и даже неуклюжие строчки, но в них нет и тени искусственности, фальши, сделанности [10]. Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде творческая подлинность и проникновенность. Поэзия его исполнена живой жизни, она уходит своими корнями в глубины личностного и народного бытия.

В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» — стихотворение «Подорожники»), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому.

Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» — стихотворение «Ночью на родине»). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие» и др.)

В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В. Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова — не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом

(«В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видение на холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.А. Фета и С.А. Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, «Последняя осень», «Сергей Есенин» — о Есенине, «Последняя ночь» — о Д.Б. Кедрине и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России.

В своей работе мы пришли к следующим выводам:

· Тема дороги проходит через все творчество Рубцова;

· Образ дороги многозначен и глубок;

· Как и у большинства русских поэтов 19 и 20 вв., чаще всего дорога играет роль символа, обобщения жизненного пути, судьбы.


Похожие материалы: