Заключение
Страница 1

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Понятие «миф» в современных справочниках и словарях по литературе трактуется неоднозначно: 1) миф – это вымышленный рассказ, сказание, предание; 2) миф – это не любой вымысел, облеченный в рассказ, а достояние исторически далеких эпох, «древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле» [Хализев 2002: 128]; 3) миф – способ мышления и бытия в мире.

Определяя особенности и сущность мифа, мы опираемся на работы Е.М. Мелетинского, в которых он рассматривает миф как форму общественного сознания, форму освоения первобытным человеком окружающего мира (третье значение вышеуказанного понятия). Миф, по Мелетинскому, – это «господствующий способ глобального концептирования» [Мелетинский 2000: 163], символическая (знаковая) система, в терминах которой воспринимается и описывается мир.

Мелетинский выделяет при этом важнейшие типические проявления мифа как способа мышления и бытия в мире. Миф – это устойчивая система взглядов на мир, которая скрепляет воедино бессознательно-поэтическое творчество, первобытную религию и зачатки донаучных представлений об окружающем мире.

В фантастических образах мифа широко и полно отражены реальные черты окружающего мира; все существенные природные и социальные реалии укоренены в мифе, находят в нем свои истоки, объяснение и санкцию.

Миф моделирует окружающий мир посредством повествования о происхождении его частей. «Высшая реальность» мифа воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник существующих форм жизни.

Миф совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект). Первобытный миф остается неизменно рассказом о прошлом, а прошлое – источником всего субстанционального в настоящем.

Миф – это результат коллективного творчества, сосредоточение коллективного практического опыта поколений, мудрость предков, поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, которая не подлежала проверке и не нуждалась в ней.

Существует две основные точки зрения на природу мифа: миф определяется как фантастические представления о мире, система фантастических образов богов и духов, или как повествование, рассказывающее о деяниях богов и героев.

В первобытной мифологии эти аспекты обычно совпадают, и модель мира описывается в виде повествования о происхождении отдельных его элементов. События мифического времени становятся своеобразным кодом, посредством которого моделируется природный и социальный мир.

Литература начала ХХ века особым образом использует миф. До конца XIX–XX веков освоение мифа шло в направлении демифологизации, а на рубеже XIX–XX – в направлении ремифологизации, что приводит к новому осмыслению и использованию мифа литературой. Возникает так называемое неомифологическое сознание, ставшее основой новой культуры ХХ века – модернизма. Неомифологическое сознание – одно из главных направлений культурной ментальности ХХ века (начиная с символизма и кончая постмодернизмом), проявившееся в актуализации интереса к изучению классического и архаического мифа и в активном использовании в художественных произведениях мифологических сюжетов и мотивов.

Литература начала ХХ века предполагает целостное освоение мифа и построение мира как мифа, как текста, предполагает создание новой модели мира, отвечающей современности: мифологические структуры здесь применяются для выражения современного содержания.

Художественные произведения литературы неомифологизма имеют ряд ярких особенностей (перечислим основные):

· в роли мифа выступает не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, художественные тексты прошлого и т.д.;

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Авторские мифологемы птиц в лирике Велимира Хлебникова
Последняя группа мифологем, которые присутствуют в лирике В. Хлебникова, это собственно авторские образы птиц. Они выражены неологизмами, это образы, которые автор представляет нам как птиц. Они представлены стихотворениями «Там, где жил ...

И.А. Гончаров (1812—1891)
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в купеческой семье. Он учился в Московском коммерческом училище, затем окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и поступил на службу в Петербурге. Литерат ...

Тема поэта и поэзии в творчестве Анны Ахматовой
Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства для народа. Поэтому тема назначения поэта - центральная тема не только поэзии XIX века, она пронизывае ...