Ни одна страна в мире не знала сразу три революции в начале века: в январе 1905-ого, в феврале и октябре 1917-ого. Литература развивалась в преддверии надвигающейся трагедии. Рождались новые идеалы, шла бурная переоценка ценностей. Предметом внимания становятся такие вопросы философского характера, как "общество и человек", "Революция: эксперимент, трагедия или творчество идеалов", "Для чего живет человек, какова его роль в истории, в чем тайна его бытия?". Но новая формация требовала однозначного отношения к происходящим событиям, безоговорочного принятия революционных идей. И вот наградой таланта становится его преследования. Подвергается гонениям творчество Бориса Пастернака; вокруг его поэзии обостряются споры, положение в литературе осложнялось. А вышедший за рубежом роман "Доктор Живаго", также посвящённый изображению судьбы врача-интеллигента в годы Гражданской войны, еще более усугубляет судьбу писателя. Он отказывается от Нобелевской премии, присужденной за это произведение. Рассуждение автора о бессмысленном кровопролитии на фронтах революции и гражданской войны, о голоде, разрухе, насилии, - властям не нужны. Имя писателя предается забвению, стихи почти не печатаются, роман увидит свет в нашей стране лишь в 1988 году. В стихотворении "Нобелевская премия" Б. Пастернак выражает надежду: …Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Эти слова Бориса Пастернака перекликаются со словами Библии: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" - Помни о том, что ты человек, что для человечества важно не насильственное счастье, а понимание человека, его внутреннего мира, богатства его души. Главное не счастье, а достижение счастья через счастье других (я счастлив лишь тогда, когда счастливы вы). Как бы мы ни делили литературу на "тех" и "этих", тревога за сохранение человеческого в человеке слышна в устах писателей, оказавшихся в гуще событий начала 20 века. Их преемники продолжают начатое дело. Романы Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина и других современных писателей постоянно поднимают проблемы сохранения сострадания в человеке. Предупреждением звучат слова древнего философа Сократа из глубины веков: "Никому нельзя пытаться читать Вселенную, пока не прочтешь свою собственную душу, и это не помешает тебе обратить все остальное во зло". Многие задают риторические вопросы: историки и политологи, социологи и психологи: "Как это могло произойти? Что толкало соседей, братьев в огонь кровавой битвы? В таких случаях пригождается опыт истории, ведь была уже одна гражданская война, унесшая десятки миллионов жертв. Мы перечитываем сегодня произведения о ней и стараемся вникнуть, найти ответы на сегодняшние вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторить все сначала. А закончить я хочу так: дай Бог, чтоб на Руси не вспыхнула новая большая гражданская война. Хватит нам разгромов без кавычек и с ними. Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращённых в прах, Из мук казнённых поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений Возникнет праведная Русь. Я за неё одну молюсь… Максимилиан Волошин Похожие материалы: Свобода и воля в понимании героев М.Горького. Свобода в
философском понимании Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) Новые проблемы библиографии |
Творчество Бориса Андреевича Лавренева (Сергеева)
Страница 10
О литературе » Изображение трагедии русского народа в литературе, посвящённой гражданской войне » Творчество Бориса Андреевича Лавренева (Сергеева)