Формальная организация стихотворений
Страница 3
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Формальная организация стихотворений

Только пепел мне снится в ночи.

Я люблю только ночь и цветы

В хрустале, где дробятся огни,

Потому что утехой мечты

В хрустале умирают они…

Потому что - цветы это ты.

(“Тринадцать строк”) /I, 2, стр.178/

В этом стихотворении Анненский вместо канонических двух рифм использует три. Это можно показать так: абабвгвгдедед.

Возвращаясь к вопросу о сонетных формах, отдельно следует выделить стихотворение “Перебой ритма", явно несущее черты художественного эксперимента. Это проявляется в том, что в трех местах сонета используется такой прием как перенос, но слова разрываются на звуки и слоги, часть которых переносится в начало следующей строки:

Как ни гулок, ни живуч - Ям -

б, утомлен и он, затих…

…Узнаю вас, близкий рампе,

Друг крылатый эпиграмм, Пэ

она третьего размер.

Вы играли уж при мер -

цаньи утра бледной лампе

Танцы нежные Химер. /I, 2, стр.148/

“Эксперимент, - по словам А.В. Федорова, - мотивирован шуткой и самой темой сонета” /II, 21, стр.165/. С такой точкой зрения следует согласиться, хотя сам прецедент таких новаций говорит об интересе автора к новым формам стихосложения. Следует отметить, что в “Трилистнике шуточном” встречается и словотворчество. Это сонет “Человек", где встречаются такие междометия, как “ах! ” и “бя" и слова: “тубо", “тю-тю", “бобо". Этим Анненский, несомненно, достигает комического эффекта, хотя стихотворение несет в себе традиционные для него темы: страдания и смерти.

Наиболее интересным в отношении новаторства следует выделить ряд стихотворений, который А.В. Федоров назвал “огромным и резким шагом в будущее русской поэзии, предвосхищением не только молодого и зрелого Маяковского, но и “Двенадцати" Блока, а также Хлебникова, и молодого, еще почти озорного Пастернака” /II, 21, стр.165/. Это такие произведения, как “Прерывистые строки”, “Шарики детские”, “Нервы” и “Колокольчики".

“Шарики Детские" написаны в форме раёшника. Это монолог продавца воздушных шаров, наполненный просторечиями:

Шарики, шарики!

Шарики детские!

Деньги отецкие!

Покупайте, сударики, шарики!

Эй, лисья шуба, коли есть лишни,

Не пожалей пятишни:

Запущу под самое небо -

Два часа потом глазей, да в оба! … /I, 2, стр.140/

Следует заметить, что эта форма не несет стилизации. Это истинный монолог продавца, отличающийся реалистичностью передачи народной речи. Об этой форме уже говорилось в описании “Тихих Песен" (“Ванька-ключник в тюрьме”), но в отличие от традиции использованной в первом сборнике, а именно лирические народные песни, то в этом стихотворении использованы все приемы характерные для раёшника. Это перебой ритма:

Шарики детски,_́ _ _ / _́ _

Красны, лиловы,_́ _ _ / _́ _

Очень дешевы! _́ _ _ / _́ _

Шарики детски! _́ _ _ / _́ _

Эй, воротник, говоришь по-немецки? _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _

Так бери десять штук по парам,_́ _ _ / _́ _ _ /_ _́ _

Остальное даром…_ _ / _́ _ / _́ _

Каламбуры: “ Вам, сударики, шарики,/ А нам бы, сударики, на шкалики! ”. Карнавальность, которая проявляется через метонимию и тем самым создает дух вышеуказанного приема.

Все эти средства указывают на комическое повествование данного произведения.

“Прерывистые строки” отличаются резким нарушением традиционной метрики, что заключается в разных по длине стихах и в их акцентно-слоговом составе, что приводит к передаче эмоционального состояния героя.

Этого быть не может,_́ _ _ / _́ _ / _́ _

Это - подлог,_́ _ _ / _́

День так тянулся и дожит,_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _

Иль, не дожив, изнемог?. _́ _ _ / _́ _ _ / _́

Этого быть не может…_́ _ _ / _́ _ / _́ _

С самых тех пор_́ _ _ / _́

В горле какой-то комок…_́ _ _ / _́ _ _ / _́

Вздор…_́

Этого быть не может_́ _ _ / _́ _ / _́ _

Это подлог… …_́ _ _ / _́ /I, 2, стр. 190/

Такова метрическая характеристика стихотворения “Перебой ритма", а теперь следует обратиться к стихотворению “Нервы” /I, 2, 181/.

Это диалог двух людей: мужа и жены. Такая форма дана для описания внутренних переживаний героев, по репликам заметно, насколько этот разговор эмоционален. Дана экспозиция, которая отражает настрой всей “пьесы”:

Как эта улица пыльна, раскалена!

Что за печальная, о господи, сосна!

Балкон под крышею. Жена мотает гарус.

Муж так сидит. За ними холст как парус.

Над самой клумбочкой прилажен их балкон.

Диалог прерывается выкриками уличных торговцев:

Страницы: 1 2 3 4


Похожие материалы:

Речевые характеристики героев пьес Виктора Антоновича Дьяченко
Через речевые характеристики, автор рисует образ современного ему передового молодого поколения достойным представителем которого является Чедаев. Его речь саркастична, не лишена лаконизма, что прослеживается в особой манере героя вести б ...

Мифологема птицы и ее реализация в лирике Велимира Хлебникова
В контексте творчества поэта птица является не просто образом, но мифологемой, сознательно взятой из мифологии. Ее специфической особенностью является то, что в литературе ХХ века неомифологическое сознание оперирует памятью всей культуры ...

Категории пространства и времени в лирике И. Бродского
Категории пространства и времени принадлежат к числу наиболее общих универсальных категорий культуры, а, следовательно, и литературы. Пространство и время включает в себя весь комплекс проблем, связанных с жизнью художественного текста. ...