Творчество Крупина Владимира Николаевича
Страница 2
О литературе » Творчество Владимира Николаевича Крупина » Творчество Крупина Владимира Николаевича

Период формирования В.Крупина как писателя пришелся на 1972-1980-е гг. Определяя проблематику писателей своего поколения, В.Крупин по сути говорил о собственных творческих задачах: « .мы шли по трем направлениям: последний поклон ушедшим от нас, воспоминания собственного детства и юности и третье - попытка осмысления современности». Можно сказать, что В. Крупин-художник оставил заметный след на каждом из этих направлений: о первых годах советской власти в вятской деревне - «Ямщицкая повесть» (1974). Все страшные вопросы пореволюционной действительности проживаются в судьбах персонажей как вопросы личностного поведения, собственной оценки и разумения. Вот, например, разговор героев повести о власти старой и новой:

- Вот твоя власть. Сели на глотку .

- Кто тебе сел? - Анатолий встал, вышел из клети. - Кто сел? Царь сидел, его спихнули.

Прошка отмахнулся:

- Царя давно ни во что не ставили. А что ж опять мужику жизни нет? А вот о «революционной ненависти и гуманизме»:

- Всех ненавижу, - вдруг сказал Сенька. - Расшиб бы всех вдребезги, чтобы никого не видеть. - Он ударил кулаком по лавке. - Не верю никому. Себе не верю, не то что! < .>

- Нет в тебе, Семен, жалости, - попрекнул Яков.

- А меня хоть одна собака пожалела? Хоть одна? Яков не выдержал:

- Ты хоть одну собаку накормил?

- В рассказах о детстве, повестях о юности («О войне», «Две доли», «Прости, прощай .»), о современности («Живая вода», «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Спасение погибших»), как и в произведениях, связанных с историей России, на первом плане обыкновенные герои, и автор-повествователь рассказывает о них «на удивление просто» (В.Распутин). Почти очерковое повествование в прозе В.Крупина органично сочетается с фольклорной традицией, библейско-мифологическими мотивами и иронической интонацией.

В 1982 г. в Москве была издана книга рассказов и повесть В.Крупина «Живая вода». Критика считает, что это издание стало своеобразным итогом начального этапа творчества прозаика. Этапной, конечно, была повесть «Живая вода». Главный герой ее, шестидесятилетний пенсионер, последний конюх в деревне, за пахоту личных огородов которому жители «платили» бутылками водки, потихоньку спивается, не теряя чувства самоуважения и собственной значимости. Но вот крепко пьяного Кирпикова сняли видеокамерой живущие в городе сын и невестка. Посмотрел на себя со стороны Кирпиков, погрустит, что свои, дети, не пожалели его в глупой слабости, не уважили старость, и принимает решение залезть в погреб и сидеть там до смерти, одному, в размышлениях: «Варя, я должен понять, зачем я жил».

Активное использование в повести элементов сказок, пословно поговорок, частушек, заговоров превращает «частный» поиск главного героя в размышления о смысле человеческого существования вообще и российского мужика в частности. Деревенская жизнь, с одной стороны, опоэтизирована, спроецирована на лучшие качества народа, с другой - предстает в чем-то несовпадающей ни с поэтическим, ни с духовным. Неслучайно, напившийся ранней весной Кирпиков, понимая, что сейчас, в дни посадки картофеля, всем будет нужда в нем и его лошади, требует заучивать и исполнять его приказы впредь деревенских называть не «баба», а «женщина», поскольку они-то всегда свой смысл жизни оправдывают - рожают детей, выхаживают новое поколение рода человеческого, за что им должен быть почет. Вторая заповедь Кирпикова - «эстетическая»: «красота есть природа жизни». Третья - этическая - остается недосказанной, но очевидно, что она содержит призыв черпать из общечеловеческого исторического опыта. И хотя действенность заповедей на слушателей Кирпикова (да и на читателей повести) ослаблена самой ситуацией (сидят мужики в пивной) и состоянием героя (он сильно охмелел), но вся повесть доказывает их основательность и открывает сущностное значение их для понимания жизни.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Художественная версия концепции «нового империализма» в неоромантизме Р.Л. Стивенсона
Своей вершины художественное воплощение имперских ценностей поздневикторианской Вели­кобритании достигло в произведениях Роберта Льюиса Стивенсона (1850-94). Биография писате­ля отнюдь не была похожа на жизнь его героев - рыцарей, пиратов ...

Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность
На ночной улице Севильи в костюме скромного бакалавра граф Альмавива ждет, когда в окне покажется предмет его любви. Знатный вельможа, устав от придворной распущенности, впервые желает завоевать чистую непредвзятую любовь молодой благород ...

Художественная трансформация слова в поэтическом тексте
Говоря о лексических средствах выразительности поэтической речи, следует упомянуть употребление синонимов, антонимов, омонимов, слов в переносном значении и других лексических категорий, которые являются основой создания художественного о ...