Творчество Крупина Владимира Николаевича
Страница 3
О литературе » Творчество Владимира Николаевича Крупина » Творчество Крупина Владимира Николаевича

Финал повести - утро, восход солнца, за которым наблюдает старый Кирпиков. Забравшись на крышу, он с благодарностью думает о своей старости, ибо только теперь земля чуть отпускает мужика от себя, перекладывая трудовые заботы на молодые плечи и руки:

Он переберет, не откладывая на последнее озарение, свою жизнь, он постарается понять, почему у него была такая жизнь, а не другая. Он был благодари памяти, своей судьбе и солнышку, всей жизни и новому теплому и ясному дню «Но такие дни посылаются не только для радости, они и для работы. Надо обязательно делать что-то хорошее и нужное, чтобы делом своим, пусть маленькие отблагодарить за такой день.

Вечное желание человека быть счастливым В.Крупиным представлено в чистоте и простоте уже данного человеку природой. Счастье - не цель, но возможность, которую лишь надо использовать: «И было бы тихо. И никто бы не ссорился. И было бы спокойно думать что те, кто был до тебя, видели такие дни, и хорошо бы, чтобы те, кто будет после, увидели бы их тоже».

Конец 80-х - начало 90-х гг. знакомят читателя с новым этапом в творчестве В.Крупина. Во-первых, романтически-ироническая интонация все чаще переходит в трагедийную; во-вторых, усиливаете исповедальность его прозы, внутренний мир человеческого «я» осмысливается в классических приемах психоанализа («диалектика души»). Наконец, усиливается критическое начало его прозы. Особенно выразителен в этом смысле роман «Спасение погибших» (1988). В нем три повествовательных плана и три фабульных линии.

Один план - фарсовый, сатирический - связан с обстоятельствами жизни писателя Залесского, отличившегося при жизни обилием бездарных книжек и безнравственных идей: сделать литературу средством наживы; сделать предательство средством выживания; сделать роман способом утверждения собственной гениальности за счет использования чужих мыслей и сочинений, лишь комментируя эти сочинения. Кроме того, Залесский выдвигает идею планирования смерти писателя, чтобы все успели подготовиться с некрологом, речами и т.д. Благополучно умерев по «календарному плану», Залесский благополучно воскресает под новым именем, с новой женой и новой талантливой рукописью, украденной у молодого писателя.

Второй план - драматический, фабулу его составляет история жизни талантливого молодого писателя, который хочет написать о главном: что мы потеряли в исторической погоне за всеобщим счастьем? Какими мы были? Какими стали? Фабульное повествование перемежается главами - вставными новеллами из черновиков Олега («О бабе Насте», «Пятый угол», «Стенограммы», «Перерыв», «После перерыва»). Олег умирает; вероятно, его отравили, рукопись частично сдают в макулатуру (ее удается найти и спасти его другу-учителю и его ученикам), большую же часть уносит новоиспеченная жена «покойника» Залесского.

Объединяет оба плана романа трагическая судьба учителя, предпринявшего попытку защитить память Олега, его талант и наказать зло. Финал возвращает нас в конец прошлого века, к знаменитой чеховской «Палате № 6». С дачи Залесского учителя увозят в больницу, в палату № 600, где он плачет от унижения, боли, ужаса. Невозможно усилиями одного бороться против столь масштабного зла, которое в современной России превратилось в обыденную жизнь серых и бесталанных, по количеству превышающих талантливых и порядочных.

Однако сам писатель продолжает писать, а значит вести бой за человека, за страну, за жизнь. В 1990 г. выходит его книга «Свет любви», в 1994-1995 гг. - повесть «Крестный ход». И вопреки трагическому исходу XX столетия, в прозе В.Крупина живет вера в то, что не последнее тысячелетие на дворе: «Милые люди, разве не прекрасна жизнь, разве не для нас каждое утро наступает рассвет? Надо идти к нему!»

Страницы: 1 2 3 


Похожие материалы:

Повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи» в восприятии А.В. Дружинина
В 1848 году в декабрьском номере «Отечественных записок» впервые была опубликована повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Повесть имела посвящение другу молодости отца поэту А.Н. Плещееву. Достоевский снабдил ее заголовком: «Сентименталь ...

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

А.В. Дружинин о повести Ф.М. Достоевского «Слабое сердце»
Повесть Ф.М. Достоевского «Слабое сердце» была опубликована в февральской книжке «Отечественных записок» А.А. Краевского за 1848 г. В данной повести Ф.М. Достоевский продолжил поднятую ранее в фельетоне «Петербургская летопись» от 15 июня ...