Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века
Страница 2
О литературе » Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века

Среди множества знаменитых стихотворений стихотворение с притягательным названием «Любовь» отличается своей грацией, последовательностью изложения мысли:

Мы – два грозой зажженные ствола,

Два пламени полуночного бора;

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая стрела!

<…>

Единых тайн двугласные уста,

Себе самим мы – Сфинкс единый оба.

Мы – две руки единого креста.

В стихотворении основной акцент делается на слове «мы», которое повторяется пять раз и символизирует слияние, нерасторжимый союз. Все стихотворение построено на одном композиционном приеме: вариация ассоциаций, способных передать силу и неразрывность этого союза. В последних строфах появляются религиозные, мифологические образы (крест, божественный гроб, Сфинкс).

Блестяще выдержана форма сонета (2 четверостишия и 2 трехстишия). Каждая строфа – законное целое. В первой утверждается тема стихотворения, вторая ее развивает. Первый терцет намечает развязку, второй ее завершает, причем самой сильной по мысли и образности является последняя строка. Стихотворение написано пятистопным ямбом, часто употребляющимся в сонетной форме.

Таким образом, стихотворение Вячеслава Иванова отличается пышностью, красочностью, витиеватостью поэтического стиля, некоторой тяжеловесностью и медлительностью. Оно поражает скорее виртуозным владением техникой, чем силой чувства, изначально присущего поэтическому творчеству.

Константин Бальмонт – один из самых политически активных символистов: в 1901году за антиправительственное стихотворение «Маленький султан» лишен права проживания в столицах; в период первой русской революции он пишет ряд обличительных стихотворений. Политические стихи поэта собраны в книге «Песни мстителя». Лирическое «я» Бальмонта отличает романтика творческих исканий. Выходец из провинциальной дворянской среды, он испытывает неприязнь ко всему обыкновенному, прозаичному, повседневному. В поэзии Бальмонта ярко проявляется претензия личности на высшее место в иерархии ценностей. Лирическое «я» уравнивается в правах с мирозданием. Вот почему лирический герой стремится слиться с «безбрежным океаном», громадой гор, космосом в целом. Всеохватность, космизм масштабов, жажда всего коснуться, все испытать – постоянные предметы его поэтического мышления. Лирический герой в поэзии К. Бальмонта, как мы можем убедиться, прочитав стихотворение «Как испанец» из сборника «Горящие здания», не устает любоваться своей «многогранностью», он стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря:

…Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде,

Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.

<…>

Меди, золота, бальзама, бриллиантов и рубинов,

Крови, брызнувшей из груди побежденных властелинов,

Ярких зарослей коралла, протянувшихся к лучу,

Мной отысканных пределов жарким сердцем я хочу…

Бальмонт жаждал «изысканность русской медлительной речи». Он научился «превращать тоску в напев» и находить игру созвучий в природе, он из всех поэтов-символистов отличается особой напевностью и особой звучностью стиха. Черты символизма, по мнению Бальмонта - культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего, туманность намеков, прихотливость чувства…

Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: «Это поэзия, в которой органически …сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…». Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…» было написано в 1894 году и входило в сборник.

…И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вдруг меня раздавались от Небес и Земли.

Пространство расширяется до пределов Вселенной. Если раньше движение было вертикальным, то теперь оно распространяется и по горизонтали. Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии, грезы он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине. Чем выше становится герой, тем яснее становятся картины. Безмерное пространство заполняется звуками. Можно предположить, что в этой строфе звучит тема назначения поэта и поэзии, поэтому вспоминаются строчки из известного стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Поэтический космос Ломоносова
Ломоносовский поэтический космос явился следствием его деистических воззрений. Сугубо научные представления о мироздании Ломоносова-астронома сопутствуют его "верующему я". Отсюда и проистекает глубина данной философской концепц ...

Художественное своеобразие очерков
То о чем было сказано выше, заложено уже в названии. "Отражения" - это описание лирических переживаний самого Анненского по поводу того или иного произведения или автора, он пишет сквозь призму своих ощущений. А.В. Федоров замеч ...

Особенности эстетических взглядов И. Бродского на материале Нобелевской лекции 1987 года
Разговор о Бродском и постмодернизме был бы не полным без эстетических взглядов поэта, которые он наиболее ярко и подробно изложил в Нобелевской лекции 1987 года, в которой, можно сказать, вступает в полемику или лучше – в диалог со свои ...