Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века
Страница 4
О литературе » Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века

В стихотворении «К счастливым» Брюсов ищет путь к решению проблемы личности в ее связи с другими людьми как некоторого звена истории всего человеческого рода. Поэт находит путь к решению этой проблемы, путь, закрытый для индивидуализма. В 1904 году, когда было написано стихотворение Брюсова «К счастливым», это было открытие, открытие и человеческое, и поэтическое:

Но что ж! пусть так! Клони меня, Судьба!

Дышать грядущим гордая услада!

И есть иль нет дороги сквозь гроба,

Я был! я есть! мне вечности не надо!

И в стихотворении «К счастливым», сфокусировавшем мотивы, постоянно присутствующие в его поэзии. Брюсов делает этот шаг: он уже не только был и есть, но дышит грядущим, его жизнь, его труд ложатся «перегноем» в основание счастливого мира:

Чтоб не был мир ни твой, ни мой – ничей,

Но общий дар идущих поколений.

Чтобы осознать и выразить все это, требовалось немалое мужество и величие мысли.

Стихотворение насыщено патетическими интонациями; анафорический повтор союзов, восклицания, градация придают стихотворению яркий ораторский характер и высокий эмоциональный накал.

Александр Блок через систему символов пытается сочетать материальное духовное воплощение в образе «Прекрасной Дамы». С одной стороны это вполне реальная женщина – Любовь Дмитриевна Менделеева, с другой стороны, перед нами - небесный мистический образ. Таким образом история земной в полнее реальной любви перерастает в романтико-символический миф, в этом лирическом цикле есть реальный лирический герой в образе поэта и образ Прекрасной Дамы небесного существа. Они противостоят друг другу, стремятся к единению, встрече, что ознаменует преображению мира и полную гармонию.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко проявленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты…

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», с одной стороны, может восприниматься как пейзажная лирика – здесь зори, закаты, туманы, сумерки…

Но эти природные явления по своей эстетической природе (они прекрасны) и по своему воздействию на человека (они волнуют его) являются знаками воплощения Прекрасной Дамы, грядущей гармонии, Ее прихода. Так проявляется символизм художественного мышления Блока. Вообще мотив Встречи – главный в сборнике. Ожидание встречи, опасения и подозрения, с нею связанные, наконец, Встреча, в чем–то оказавшаяся не той – вот сюжет этого сборника. Параллелизм природного (а также религиозного, бытового и др.) события и ожидания Прекрасной Дамы – основной художественный прием сборника. В данном случае «весь горизонт в огне» - это закат (или восход), он отделяет один день (до Встречи) от другого - дня Встречи. Перифраз «весь горизонт в огне» являет торжественную картину горящего горизонта и доносит «нестерпимую» ясность, что Встреча состоится. Огонь как могучая очистительная сила, как одна из первооснов природы является символом Ее прихода. В Божественном сиянии часто являются Бог и Богоматерь.

Стихотворение «Незнакомка» вошло в поэтический цикл «Город».

…И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

24 апреля 1906 Озерки

В поэтическом контексте образы материального мира, воссозданные зримо, ярко, при всей их конкретности приобретают символический подтекст. Изображение служит лишь мостиком в скрытый символический план. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего, о его стремлении освободиться от нее, о порывах души к прекрасному.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Политическая тенденциозность литературы просветителей
Просветители ставили перед собой практические цели: воздействовать на умы и подвигнуть их на свершение социальных преобразований. Искусство представлялось им наиболее действенной формой борьбы против феодализма. Они сами указали на подчин ...

Периодизация истории древнерусской литературы
Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о ...

Петербург в произведениях Н.В.Гоголя.
Белинский считал Гоголя представителем литературы «среднего сословия», ибо герои его произведений - выходцы из социальных низов, обитатели чердаков и подвалов, мелкие чиновники петербургских департаментов, те, чья жизнь была невыносимо тр ...