Революционные песни
Страница 1

Крепостничество пало. Крестьянские бунты перекатывались по России. В условиях борьбы крестьянства за землю и общественного подъема неизмеримо возросло значение демократической пропаганды. Важную роль в этом деле играли и революционные песни. В 1861 году Н. Огарев издает в Лондоне сборник "Русская потаенная литература", в который наряду с запрещенными стихотворениями вошли и песни. В 1863 году в Берне был напечатан сборник "Свободные русские песни", по образу которого выпускали последующие нелегальные песенники.1

Пение становится неотъемлемой частью подпольных сходок. Острое политическое содержание, простые слова, выразительная мелодия волновали слушателей. Н. А. Морозов вспоминал позднее: "Хорошее пение всегда действовало на меня чрезвычайно сильно, особенно когда песня была "идейная", с призывом на борьбу за свет и свободу.1

Весь свой пропагандистский пафос разночинцы обращали к крестьянству. Поэтому их агитационные песни "Камаринская", "Долго нас помещики душили…", "Дубинушка" и другие были рассчитаны на деревню. Однако сельские массы еще находились в плену царистских иллюзий. Песни, разоблачавшие самодержавие, не получили в то время сколько-нибудь широкого распространения. Зато их все чаще можно было услышать в передовой рабочей среде.

В рабочий репертуар в этот период вошли и такие песни, как "Ночь темна, лови минуты…" (Н. Огарева); "По пыльной дороге…"; "Слушай!" (И. Гольц-Миллера); "Спускается солнце за степи…" (А. Толстого); "Не слышно шуму городского…" (Ф. Глинки); "Нелюдимо наше море…" (Н. Языкова) и другие.

Эпоха героической борьбы народников с самодержавием обусловила появления в свет замечательных траурных маршей "Замучен тяжелой неволей…" (Г. Мачтета) и "Вы жертвою пали…" (А. Архангельского), ставших со временем любимыми песнями рабочих. Однако тогда их знал лишь небольшой круг революционеров и радикально настроенных студентов.

Подлинно массовыми эти песни стали позднее.

Народники не поняли исторической роли пролетариата. Прошли они и мимо его песен. А между тем период 60 – 90-х годов XIX столетия был временем возникновения рабочей песни в истинном значении этого понятия. Ее эволюция тесно связана с общим развитием рабочего сознания, с ростом пролетариата, с усилением его организованности и сплоченности.

Жизнь пролетариев капиталистической России в те годы ярко изображают шахтерские песни. Типичным образцом горняцкой поэзии того времени является известная песня о Грушевском руднике ("На Донской земле привольной…"), дошедшая до нас в нескольких вариантах и весьма интересная в художественном отношении. Определения в ней даны краткие, зримые:

Подхожу я к ламповой,

Там народ стоит толпой,

есь оборванный, худой…

Зубы ясны, глаза красны,

А рубашки как смола.

Невольно вспоминается превосходная картина Е. Касаткина "Углекопы. Смена", на которой изображены горняки в жалком рубище, покрытые густым черным слоем угольной пыли, только блестит полоска зубов и горят воспаленные глаза. "Это почти сплошь люди с бледными лицами землистого тона, с глубоко въевшейся в поры кожи угольной пылью, с синими кругами вокруг глаз, - писал исследователь Донецкого бассейна Л. Либерман, - вечно хрипящие, кашляющие и сплевывающие густую, вязкую, как уголь черную мокроту"1.

"Ямы" и "Норы" – так называет песня жилища горняков. "У хорошего помещика скот помещался лучше, чем несчастные шахтеры, жившие в землянках", - подтверждает историк П. И. Фомин. Многочисленные пореформенные горняцкие песни – это сплошной стон и гневные сетования на тяжелую долю.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Вечные темы в произведениях Бунина
Прежние, главным образом «деревенские» повести и рассказы «на поверку оказались более долговечными, чем его произведения, посвященные собственно «вечным» темам – любви, смерти. Эта сторона его творчества, получившая преимущественное разви ...

Современная польская проза (вторая пол. XX – XXI вв.)
В течение последних десяти с половиной лет Польша прошла долгий путь развития и стала современным правовым государством. После 1989 г. польское общество должно было изучить механизмы демократии, не действовавшие в течение последних 50 лет ...

Особенности тематической палитры английской драматургии в конце XX века. Новые веяния многочисленных проблематик в пьесах Тома Стоппарда
Том Стоппард – один из самых известных мастеров драматургии конца XX столетия. Именно ему присуща склонность к парадоксальности, к театральной игре, к жанру, который Шоу называл «экстраваганцами», и в котором в полной мере проявятся изобр ...