Революционные песни
Страница 3

Вместе с тем влияние крестьянской традиционной лирики еще весьма ощутимо. И, в частности, в лексике, в обилии ласкательных и уменьшительных суффиксов у существительных (горюшко, ручушки, глазушки, работушка, зимушка, голосочек, будилочка, зверочки, лесочки, лужочки и т. д.). Еще встречаются даже краткие прилагательные (бела ручка, стальны ключики, чисто полюшко, худа долюшка).

Менялась не только лексика. Иным становился весь поэтический строй рабочих песен. В ранней рабочей поэзии встречались и правильные литературные размеры. Например, известная песня горняков "О, се горные работы! " написана правильным четырехстопным ямбом. Очевидно, ее автор был грамотен и хорошо знаком с литературными песенными образцами своего времени.

Во второй половине XIX века еще заметнее в творчестве немногочисленных передовых пролетариев прослеживается стремление овладеть литературной формой, чему немало способствовало проникновение в фабрично-заводскую среду революционно-демократической литературы. Например, прокурор петербургской судебной палаты в своем заключении по делу о распространении "преступной пропаганды" среди рабочих Сестрорецкого оружейного завода между прочим писал: "Поступили на работу в слесарный цех трое молодых людей, занимающихся распространением запрещенных изданий в среде заводских рабочих". Одним из упомянутых "молодых людей" был девятнадцатилетний Николай Майков, автор ряда антиправительственных песен и стихотворений. Произведения Майкова и его товарищей относятся к индивидуальному авторскому творчеству. Таковы, например, и стихи другого рабочего поэта – Н. Васильева, также привлекавшегося за распространение нелегальных сочинений:

Ноет мое сердце,

Глядя на отчизну,

Глядя на несчастных

Земляков-рабов.

Долго ль, еще долго ль

Время золотое

Не придет в Россию,

Матушку родную.

Правдиво рисуя капиталистическое производство, песенная поэзия рабочих этого времени тяготеет к "повествовательности", подробному описанию завода, фабрики, цеха, вроде:

Корпус длинный, полверсты,

Во стенах связи толсты,

А внутри паровики,

Там шуруют мужики.

Они день и ночь шуруют,

Во котлах вода кипит,

Колесо паром вертит…

Позже изображение производства станет еще более конкретным. Но и в рассматриваемое время песня стремится к возможно более точной передаче заводской, фабричной или рудничной обстановки. Складывались песни обычно об отдельном конкретном предприятии ("У Лафузова на фабрике…", "У Брюханова в заводе…", "Как рабочи Голубкова…", "Как на Маре на реке…", "Нова фабричка Каулина купца…"). Герои песен – рабочие одного завода, одной профессии.

Большинство песен того времени, продолжавших развиваться на народной песенной основе, уже зарифмовывается, правда, рифмовка чаще всего наиболее простая – парная:

Стоит сахарный завод,

Да всё разный народ.

Три дня праздничка ждали,

Да всё праздновали;

Выходили на лужок,

Становилися в кружок…

Шахтер в клеточку садится,

С белым светом распростится:

"Прощай, прощай, белый свет,

Тебя увижу али нет.

Прощай, ясная заря,

Прощай, милочка моя…"

Страницы: 1 2 3 


Похожие материалы:

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Анна Ахматова "гостила на земле" в трагическую эпоху, - трагическую, прежде всего, для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Цар ...

Просторечная лексика в двучастных рассказах
Т.Г. Винокур, как тонкий и глубокий исследователь языка русской художественной литературы, дала развернутый анализ языка и стиля рассказа Солженицына, очень высоко ценила в его стилистике наличие «просторечных» слов, так как они «обновляю ...

Дидро в России
В 1773 г. в жизни Дидро произошло важное событие: он принял предложение Екатерины II приехать в Россию. Основная работа по «Энциклопедии» была закончена, и он мог позволить себе отлучиться на время из Франции. Россия радушно встретила ве ...