Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства
Страница 2
О литературе » Литература Древнего Египта в период Древнего Царства » Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства

Египетское искусство в силу высокого качества его произведений и оригинальности стиля, а в ряде случаев также и в связи с большим объёмом торговли и широкой внешней политикой некоторых фараонов оказывало заметное воздействие на искусство других стран. Ограничиваясь примерами из области декоративного искусства, укажем на восточную резьбу по слоновой кости. Среди ассирийских образцов, найденных в Арслан-Таше на севере Сирии, имеются фигура Гора на лотосе, сфинкс с головой барана, корова, кормящая телёнка - всё специфически египетские мотивы. В поздний период основание греческих городов в дельте Нила способствовало широкому экспорту разнообразных изделий – украшений, скарабеев, фаянсовой посуды – на Кипр, в искусство которого перекочевали египетские лотос и пальметка. То же мы видим и в Карфагене, где не только изготовляли предметы в египетском стиле с изображениями главных божеств долины Нила, но даже копировали египетские древности. Напомним, что и сами греки воспроизводили в своих водостоках египетские львиные головы.

Общеизвестно преобладающее значение камня в египетском искусстве, в особенности в архитектуре. Страна представляет собой вытянутый оазис, образованный долиной Нила и зажатый между двумя пустынями, из которых по крайней мере одна – Аравийская – давала разнообразный и превосходный строительный камень. Египтяне, искони придававшие огромное значение заупокойному культу, заключавшему в себе идею вечности, широко использовали этот природный материал. Наиболее интересно применение камня в двух отраслях прикладного искусства древнего Египта: в архитектурном декоре и в таких изделиях, как палетки для растирания красок и каменные сосуды.

Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изображал охотничьи и военные сцены; внутренние стены предназначались для сюжетов культового характера. Рельефы покрывали всю поверхность стен.

Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны. Некоторые из них украшены рельефами, как, например, гранитные столбы Тутмоса III перед Карнакским святилищем, каждый из которых украшен тремя цветками папируса и лотоса. Перед другими воздвигнута колоссальная статуя фараона в облике Осириса, как, например, в храме Рамсеса III в Мединет-Абу.

Колонны появляются в период каменной архитектуры эпохи Древнего царства в Саккара, где стоят утопленные в стену колонны Северного Дома, капители которых имеют форму цветка папируса.

Резьба по камню применялась не только в храмах, но и в гробницах, иногда в виде архитектурных элементов, как, например, рельефный фриз с уреями, завершающий стену Южного Двора В Саккара, иногда в виде барельефов и стел, как, например, стела фараона Джосера или великолепная серия барельефов в мастаба IV и V династий, развёртывающая перед нами все аспекты жизни египтян периода Древнего царства.

Влияние архитектуры ощущается итакже во многих других видах искусства, в частности – в живописи. Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошло лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.

Эта живопись использовала следующие краски: чёрная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и чёрной), синяя ( фритта кальция и силикат меди), зелёная (измельчённый малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), жёлтая (охра жёлтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов и в небольшом количестве дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Характеристика творчества Ч. Диккенса
Начало творчества Диккенса - 30-е годы. В своих первых книгах он еще далек от обобщений и выводов социального характера, но в них заключены многие темы и образы последующих романов. Романы, принадлежащие к первому периоду его творчества, ...

Тихий Дон
Во второй книге романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» мы встречаемся с эпизодом, в котором генерал Корнилов рассказывает о сне, увиденном им накануне. Хотя возможность того, что нечто подобное действительно могло присниться генералу Корнило ...

Свифт. Путешествия Гулливера
«Путешествия Гулливера» — программный манифест Свифта-сатирика. В первой части книги читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает ...