Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства
Страница 4
О литературе » Литература Древнего Египта в период Древнего Царства » Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства

Помимо этих религиозно-магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которые сначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса.

В эпоху архаики возникает идеология обоготворения царя. Возвеличивание царской власти проявлялось в том, что египетского фараона называли "благой бог", "великий бог", в честь него строились храмы, в которых совершали особый культ царя; царь считался сверхъестественным существом, сыном главного бога египтян — бога солнца Ра.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов — покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом — обоготворенным царем. Этому способствовала и художественная литература.

За почти четыре тысячи лет было создано огромное количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.

К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

Основными сказочными героями являются невинные и праведные страдальцы; таковы "Сказка о двух братьях" и "Сказка о правде и кривде". Мотив первой из них — о злой жене и невинном юноше, которого она хочет обольстить, чудесных превращениях главного героя сказки и, наконец, о торжестве несправедливо страдавшего праведника — встречается не только в египетской литературе, но и в литературе многих народов позднейшего времени, испытавших влияние египетской культуры.

К сказкам очень близки мифы, в частности широко известный миф об Озирисе, дошедший до нас в сочинении великого древнегреческого писателя, историка и философа Плутарха "Об Изиде и Озирисе". В данном мифе и в других египетских мифах космического и солнечного цикла рассказывается о сотворении мира, об истреблении людей богами, о воскрешении героев.

Развитие письменности и литературы способствовало распространению и популяризации знаний в Древнем Египте. Знания накапливались и передавались в особых школах. Существовали придворные школы, где учились дети аристократов; школы при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники; школы при храмах. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми "Поучениями". Так, в одном из таких поучений говорится: "О, писец, не будь ленивым, а то тебя строго накажут. Не склоняй свое сердце к удовольствиям, а то ты пойдешь ко дну. С книгами в руках, читай вслух и советуйся с теми, которые знают больше тебя. Счастлив писец, который искушен на всех своих поприщах . Не проводи в лености ни одного дня, а то тебя будут пороть. Ведь уши мальчика у него на спине, и он услышит, когда его будут бить. Постоянно спрашивай совета и не забывай об этом. Пиши и пусть тебе это не надоедает".

В этих школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Поэтика быта и повседневности в мелодраме: на примере романа А. Берсеневой "Рената Флори"
Не люблю дамские книги – возразила я. – Хотя Анну Берсеневу вполне можно читать. – Анна Берсенева работает в жанре городского романа. – пояснил книжник. – у нее не найдете откровенных глупостей вроде: "Он подошел к Розе. его синие гл ...

Толстой. Ирония и сатира в романе-эпопее «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой относится к «большому свету» не просто отрицательно. Он часто прибегает к иронии, а порою выступает как обличитель, как сатирик. 1.Авторская характеристика. Тот человеческий тип, который вопло ...

Романтические традиции в творчестве писателей
В своей работе я остановлюсь на анализе романтических произведений писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. С. Грина. ...