Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства
Страница 3
О литературе » Литература Древнего Египта в период Древнего Царства » Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства

Следует отметить появление живописи как книжной миниатюры – в "Книге Мёртвых". Рисунки иллюстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершими, бог взвешивает душу усопшего на весах; впоследствии этот сюжет будет часто появляться на порталах романских и готических соборов.

Высокого расцвета в эпоху Древнего Царства достигает ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Ярким показателем развития культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова иероглифами.

Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объяснялась тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые обладали "монополией" на знания. Жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости. Дошедшее до нас огромное количество религиозных текстов и памятников религиозного культа всех эпох египетской истории, вплоть до времени распространения христианства, позволяет проследить развитие египетской религии и культуры, начиная со времени разложения родового строя.

К эпохе архаики восходит культ фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, наделенных фантастической сверхчувственной силой. Первобытный египтянин наделял отдельные предметы и явления природы сверхъестественной силой, стремясь в то же время использовать эту силу в собственных интересах. Так, к глубокой древности восходит в Египте культ священного камня. По мнению древних египтян, душа человека после его смерти существует, пока бог Ра видит его имя. С этим культом связано строительство гигантских пирамид, на вершине которых располагались золотые пластины с именем фараона, и многочисленных погребений и обелисков.

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось — пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу.

На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов. Тема дороги
Тема дороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Руси жить хорошо»; у А.С. Пушкина – образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме «Ме ...

Особенности поэтического слова Анны Ахматовой. Любовная лирика Ахматовой
Уже расставшись с Ахматовой, Н. Гумилев в ноябре 1918 года писал: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество». Ахматова воспринимает мир с ...

Судьба цикла «Хроники Нарнии» в современном мире: издания, критика, экранизации. Критика
К.С. Льюис и цикл "Хроники Нарнии" много раз подвергались самой разнообразной критике. Утверждения о дискриминации по признаку пола основываются на описании Сьюзен Певенси в "Последней Битве". Льюис характеризует повз ...