Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства
Страница 1
О литературе » Литература Древнего Египта в период Древнего Царства » Характеристика различных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства

Египетское искусство составляет одну из замечательных страниц в истории мировой культуры. Художественные достоинства, чрезвычайная протяжённость его истории и его влияние на художественное развитие других древних народов (а впоследствии и на европейское искусство стиля "ампир") – всё это ставит искусство Древнего Египта на совершенно особое место. В области декоративного искусства египтяне достигли высокого уровня, о чём свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели благодаря засушливому климату в гробницах и под толщей песка.

Отличительная черта египетского изобразительного искусства – его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будь то портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед. Фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона. Статуи раскрашивались: тело мужских фигур красновато-коричневого цвета, женских – желтого, волосы - черного, одежды - белого цвета. Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.

К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

"Жизненность" египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и связана с представлением египтян о смерти как о временном расставании души с телом, в которое она когда-нибудь возвратится—вот почему следует сохранить тело (отсюда идея мумифицирования) и по возможности из готовить его "дубликат", который душа узнает.

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.

Для всего египетского искусства характерно замечательное единство стиля, которое объясняется различными факторами: своеобразные природные условия, исключительное значение религии и жречества, фараона и его двора, первенствующая роль архитектуры, дух консерватизма. Впрочем, всё это не исключало разнообразие, которое было большим, нежели принято думать. Не следует забывать, что, хотя основная часть произведений искусства носила религиозный характер и была связана с погребальным культом, создавалось много произведений, отражавших повседневную жизнь. Наряду с мастерскими при храмах и ремесленниками, изготовлявшими погребальную утварь, были и придворные мастерские, богатую и изысканную клиентуру которых составляли сам фараон и его приближённые.

С другой стороны, произведения египетского декоративного искусства помимо их эстетической ценности представляют и исторический интерес, поскольку древние египтяне остались непревзойденными мастерами в целом ряде художественных ремёсел. И, наконец, не следует забывать о чрезвычайной длительности древнеегипетской культуры. Так, например, расцвет некоторых видов искусства приходился на начало Древнего Царства, и, таким образом, произведения, созданные после 2300 г., которые кажутся нам архаическими по отношению к греческой античности, египтяне рассматривали как плоды зрелого или даже отживающего искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Характеристика эпитета в произведениях А. Ахматовой. Семантическая характеристика
Мы выше писали о классификации эпитетов с данной позиции. В лирике данного автора присутствуют все эти группы эпитетов. Рассмотрим их непосредственно на примерах. ЗООМОРФНЫЕ ЭПИТЕТЫ По сравнению, например, с количеством бытовых эпитетов ...

Дружба с Анной Ахматовой
Два друга - Иосиф Бродский и Анна Ахматова «Самое интересное, что начало этих встреч я помню не очень отчетливо. До меня как-то не доходило, с кем я имею дело, тем более, что Ахматова хвалила мои стихи, а похвалы меня не интересовали. Одн ...

Революционный романтизм
Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818г.г.) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 году произведениями Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии ...