Феномен Гарри Поттера в современной культуре
Страница 1
О литературе » Влияние современной детской литературы на детей » Феномен Гарри Поттера в современной культуре

Гарри Поттер - литературный персонаж, рожденный воображением англичанки Джоан Кэтлин Ролинг, ученик школы волшебства, сирота, чудом спасшийся от Темного Лорда - по популярности своей сегодня превосходит многих суперзвезд, шоумэнов, политиков. В чем причина столь феноменального успеха?

В феномене Гарри Поттера пытались разобраться многие, на страницах прессы время от времени появляются статьи в поддержку той или иной версии о причинах популярности юного волшебника. Всех высказывающих свое мнение в адрес Гарри Поттера условно можно разделить на два лагеря: первые признают, что Дж. Ролинг написала детский бестселлер, что серия книг о Гарри Поттер достойна занять почетное место в ряду лучших детских книг; вторые утверждают, что феноменальный успех Гарри Поттера - лишь хорошо продуманная рекламная кампания, пиар-проект, продукт книжного рынка. Однако более справедливым представляется утверждение, что феномен Гарри Поттер - это совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Дж. Ролинг мира и персонажей, живущих в нем. Необходимо обозначить эти факторы и попытаться разобраться в каждом из них.

1) Первым составляющим феномена Гарри Поттера является литературно-художественное своеобразие цикла сказок о школе магии и чародейства. Когда мы говорим о литературных критериях, приложимых к произведению, то необходимо вспомнить в первую очередь об особенностях жанра, в нашем случае это

а) особенности детской литературы, обусловленные спецификой детского восприятия литературного произведения;

б) специфические жанровые черты английской литературной сказки.

Неоспоримым сегодня является тот факт, что "Гарри Поттер" навсегда вошел в мир детской литературы и соседствует с "Винни-Пухом", "Питером Пэном", "Мэри Поппинс".

Попытаемся представить формулу литературного произведения для детей.

Герой в литературе для детей обычно ровесник читателя. Он наделен теми же привычками, слабостями, у него могут возникать такие же проблемы в отношениях с родителями, со сверстниками.

Читатель знакомится с Гарри Поттером в день, когда последнему исполняется одиннадцать лет. К концу всей истории главный герой предстанет перед читателем уже совершеннолетним (по российским критериям). Основная масса читателей сказки - дети, и они растут вместе со своим героем. Главной проблемой книги в этом отношении является несовпадение временных промежутков взросления героя и читателя: с момента выхода первой книги (1996 год) прошло уже 8 лет, а Гарри Поттер вырос лишь на 5 лет. Сохранится ли интерес к истории полюбившегося героя у повзрослевшего читателя? Особенность литературной сказки Джоан Ролинг в том, что она вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Сказка Ролинг адресована всем мечтателям, независимо от возраста

Сюжет детского произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. (Обычно книга разделена на главы и каждая новая глава - это новое событие из жизни персонажей). В то же время фабула произведения невероятна проста и схематична. Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной (литературная сказка допускает присутствие отдельных элементов других жанров). Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволят читателю скучать.

Время в детской литературе, как правило, весьма условно: события могут происходить во все времена, и лишь предметно-вещный мир указывает порой на принадлежность к тому или иному веку. Однако время не должно нарушать своего логичного хода и календарно-сезонное течение обычно не ходит за пределы реальности. Исключение здесь составляет нарушение логичности на уровне приема: классический пример - сказка "Двенадцать месяцев" или путешествия в будущее и прошлое. События в книгах Ролинг происходят в современную эпоху, о чем свидетельствуют такие реалии как метрополитен, телефон, телевизор и тому подобное. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет древние традиции. Использование Гермионой Грейнджер маховика времени в книге "Гарри Поттер и Узник Азкабана" - прием нарушения естественного хода времени, который выполняет сюжетоорганизующую функцию.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие материалы:

Продолжение образа. Жан-Батист Поклен де Мольер.
Брат Верность: Но не одну религию оскорбил Мольер. Ненавидя высшее общество, он и над ним надругался. Пьесу «Дон Жуан», может быть, изволите знать? Одноглазый: Тоже слышал. Но какое отношение к д’Орсиньи имеет этот балаган в Пале-Рояле? ...

4 июня 1972 год
При попытках публикации стихов Бродский сталкивался с жестким давлением цензуры, уничтожавшим все своеобразие его стихов и всю проделанную титаническую работу; все попытки цензурного вмешательства поэт не принимал ни в каких формах. Е.Ев ...

Художественный мир «Слова о полку Игореве» и его преломление в произведениях живописи, музыки, театра
Большая работа московских историковэпохи Ивана Грозного, поднявших разнообразные архивы и извлекших множество забытых материалов, не могла порадовать москвичей находкой «Слово о Полку Игореве». Только в сочинении А.М. Курбского «История о ...