Надежда Андреевна Дурова (1783–1866)
О литературе » Русские писательницы XIX века » Надежда Андреевна Дурова (1783–1866)

«Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами», — написано в автобиографических «Записках кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова родилась в 1783 году в семье гусарского ротмистра. Ее мать, страстно желавшая иметь первенцем сына, «от всей души невзлюбила» дочь» с самого ее рождения. «В один день мать моя была весьма в дурном нраве, я не дала ей спать всю ночь… несмотря на все старания утешить меня, я кричала от часу громче: это переполнило меру досады матери моей: она вышла из себя, и, выхватив из рук няни, выбросила в окно! С этого достопамятного дня жизни моей отец вверил меня промыслу божию и смотрению гусара, находившегося неотлучно при батюшке, как на квартире, так и в походе». Гусарское воспитание пустило глубокие корни. Когда мать видела Надежду, например, «скачущей по горнице и кричавшей во весь голос: «Эскадрон! направо заезжай! с места! марш-марш!», то «желала видеть ее мертвою, нежели с таким наклонностями». С годами для Надежды военная жизнь стала олицетворением свободы. Спустя много лет она напишет: «Может быть, я забыла бы наконец все свои гусарские замашки и сделалась обыкновенную девицею, как и все, если б мать моя не представляла в самом безотрадном виде участь женщины… Женщина, по ее мнению, должна родиться, жить и умереть в рабстве; что вечная неволя, тягостная зависимость и всякого рода угнетение есть ее доля от колыбели до могилы; что… одним словом, женщина самое несчастное, самое ничтожное и самое презренное творение в мире! Я решилась, хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божиим… Я… занялась обдумыванием плана выйти из сферы, назначенной природою и обычаями женскому полу». www.ektu.kz

В 1801 г. Дурова вышла замуж за заседателя сарапульского нижнего земского суда, В.С. Чернова; в 1803 г. стала матерью, но вскоре разошлась с мужем, который взял к себе ребенка.

17 сентября 1806 года, ночью, Надежда, обрезав косы и переодевшись в мужское платье, унеслась на верном коне Алкиде вслед за покидающим ее родной Сарапул казачьим отрядом. «Итак, я на воле! Свободна! Независима! Я взяла мне принадлежащее, мою свободу! драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку!» Надежде Андреевне было уже 24 года. В 1807 г. зачислилась юнкером в Конно-Польский полк, выдав себя за дворянина Александра Васильевича Соколова. (№6)

С полком она участвовала в заграничном походе; отличилась в сражениях при Гутштадте и Гейльсберге. В разгар сражения спасла раненого офицера и была награждена Георгиевским крестом. Отец, которому Дурова писала о своей судьбе, разыскивал ее, и по его просьбе было произведено расследование, в связи с которым «Соколова» пожелал видеть Александр I. Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка под именем Александрова Александра Андреевича — производным от его собственного. В составе Литовского уланского полка она приняла участие в боевых действиях Отечественной войны — от границ России до Тарутина, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в военных кампаниях 1813—1814 годов, получив несколько наград за храбрость. Тяжелее всего, вспоминала она, было привыкнуть к тяжелой пике и грубым сапогам. В 1816 году Дурова вышла в отставку в чине ротмистра. Ей было всего 33 года.

Остальные свои годы провела в Вятской губернии. Седло и саблю Надежда Андреевна сменила на перо и чернильницу. Стремясь придать своим произведениям большую достоверность, и даже документальность, писательница использовала эпистолярную и дневниковую формы, что способствовало также углублению психологического анализа. Повесть «Кавалерист-девица», принадлежащая перу Н.А. Дуровой, воина и писательницы, которая в литературе, как и в жизни, носила мужское имя Александров, вызвала восхищение современников. Пушкинский журнал «Современник» в 1836 году опубликовал фрагмент из записок, что в значительной мере определило общественное признание писательницы. В этой повести особенно остро поставлен вопрос об ограниченности женского существования и поисках женщиной своего пути. В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились ее мемуары. «С неизъяснимым участием, — писал Пушкин в своем предисловии к ним, — прочли мы признания женщины, столь необыкновенной, с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Критик Белинский бы в восторге от «Записок» Дуровой: «Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этой мужественной твердостью и силой, этой яркой выразительностью своего слога, этой живописной увлекательностью своего рассказа, всегда полного, проникнутого какой-то скрытой мыслью». К мемуарам принадлежит также книга "Год жизни в Петербурге" (1838). Дурова писала повести в ультраромантическом роде: "Павильон", "Гудишки", "Серный ключ" (1839), "Угол", "Клад", "Ярчук, собака-духовидец" (1840); они отличаются чрезвычайной запутанностью в вымысле и склонностью к таинственному, во всех отношениях уступая ее мемуарам. В 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений — раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины. На этом ее литературная деятельность прекратилась. Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуга в окружении лишь своих многочисленных подобранных когда-то собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна в возрасте 83 лет. При погребении ей были отданы воинские почести.(№3)


Похожие материалы:

Дуэльный ритуал и его участники
Чтобы называться дуэлью, действия участников должны следовать определенному сценарию. Этот сценарий регулирует все стадии дуэли и предписывает четкие роли ее участникам. Главная цель ритуала – обеспечение участникам равных шансов. Не мене ...

Сентиментализм во французской литературе.
Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») ...

Толстой. Ирония и сатира в романе-эпопее «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой относится к «большому свету» не просто отрицательно. Он часто прибегает к иронии, а порою выступает как обличитель, как сатирик. 1.Авторская характеристика. Тот человеческий тип, который вопло ...