Надежда Андреевна Дурова (1783–1866)
О литературе » Русские писательницы XIX века » Надежда Андреевна Дурова (1783–1866)

«Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами», — написано в автобиографических «Записках кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова родилась в 1783 году в семье гусарского ротмистра. Ее мать, страстно желавшая иметь первенцем сына, «от всей души невзлюбила» дочь» с самого ее рождения. «В один день мать моя была весьма в дурном нраве, я не дала ей спать всю ночь… несмотря на все старания утешить меня, я кричала от часу громче: это переполнило меру досады матери моей: она вышла из себя, и, выхватив из рук няни, выбросила в окно! С этого достопамятного дня жизни моей отец вверил меня промыслу божию и смотрению гусара, находившегося неотлучно при батюшке, как на квартире, так и в походе». Гусарское воспитание пустило глубокие корни. Когда мать видела Надежду, например, «скачущей по горнице и кричавшей во весь голос: «Эскадрон! направо заезжай! с места! марш-марш!», то «желала видеть ее мертвою, нежели с таким наклонностями». С годами для Надежды военная жизнь стала олицетворением свободы. Спустя много лет она напишет: «Может быть, я забыла бы наконец все свои гусарские замашки и сделалась обыкновенную девицею, как и все, если б мать моя не представляла в самом безотрадном виде участь женщины… Женщина, по ее мнению, должна родиться, жить и умереть в рабстве; что вечная неволя, тягостная зависимость и всякого рода угнетение есть ее доля от колыбели до могилы; что… одним словом, женщина самое несчастное, самое ничтожное и самое презренное творение в мире! Я решилась, хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божиим… Я… занялась обдумыванием плана выйти из сферы, назначенной природою и обычаями женскому полу». www.ektu.kz

В 1801 г. Дурова вышла замуж за заседателя сарапульского нижнего земского суда, В.С. Чернова; в 1803 г. стала матерью, но вскоре разошлась с мужем, который взял к себе ребенка.

17 сентября 1806 года, ночью, Надежда, обрезав косы и переодевшись в мужское платье, унеслась на верном коне Алкиде вслед за покидающим ее родной Сарапул казачьим отрядом. «Итак, я на воле! Свободна! Независима! Я взяла мне принадлежащее, мою свободу! драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку!» Надежде Андреевне было уже 24 года. В 1807 г. зачислилась юнкером в Конно-Польский полк, выдав себя за дворянина Александра Васильевича Соколова. (№6)

С полком она участвовала в заграничном походе; отличилась в сражениях при Гутштадте и Гейльсберге. В разгар сражения спасла раненого офицера и была награждена Георгиевским крестом. Отец, которому Дурова писала о своей судьбе, разыскивал ее, и по его просьбе было произведено расследование, в связи с которым «Соколова» пожелал видеть Александр I. Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка под именем Александрова Александра Андреевича — производным от его собственного. В составе Литовского уланского полка она приняла участие в боевых действиях Отечественной войны — от границ России до Тарутина, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в военных кампаниях 1813—1814 годов, получив несколько наград за храбрость. Тяжелее всего, вспоминала она, было привыкнуть к тяжелой пике и грубым сапогам. В 1816 году Дурова вышла в отставку в чине ротмистра. Ей было всего 33 года.

Остальные свои годы провела в Вятской губернии. Седло и саблю Надежда Андреевна сменила на перо и чернильницу. Стремясь придать своим произведениям большую достоверность, и даже документальность, писательница использовала эпистолярную и дневниковую формы, что способствовало также углублению психологического анализа. Повесть «Кавалерист-девица», принадлежащая перу Н.А. Дуровой, воина и писательницы, которая в литературе, как и в жизни, носила мужское имя Александров, вызвала восхищение современников. Пушкинский журнал «Современник» в 1836 году опубликовал фрагмент из записок, что в значительной мере определило общественное признание писательницы. В этой повести особенно остро поставлен вопрос об ограниченности женского существования и поисках женщиной своего пути. В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились ее мемуары. «С неизъяснимым участием, — писал Пушкин в своем предисловии к ним, — прочли мы признания женщины, столь необыкновенной, с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Критик Белинский бы в восторге от «Записок» Дуровой: «Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этой мужественной твердостью и силой, этой яркой выразительностью своего слога, этой живописной увлекательностью своего рассказа, всегда полного, проникнутого какой-то скрытой мыслью». К мемуарам принадлежит также книга "Год жизни в Петербурге" (1838). Дурова писала повести в ультраромантическом роде: "Павильон", "Гудишки", "Серный ключ" (1839), "Угол", "Клад", "Ярчук, собака-духовидец" (1840); они отличаются чрезвычайной запутанностью в вымысле и склонностью к таинственному, во всех отношениях уступая ее мемуарам. В 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений — раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины. На этом ее литературная деятельность прекратилась. Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуга в окружении лишь своих многочисленных подобранных когда-то собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна в возрасте 83 лет. При погребении ей были отданы воинские почести.(№3)


Похожие материалы:

Почему умолк Боян?
После смерти Державина прошло семь лет. Александр Иванович Сулакадзев, чувствуя, что и его жизнь подходит к концу, предлагает Румянцевскому музеуму (будущей Российской государственной библиотеке) древности из своей коллекции. В 1823 году ...

Звучит стихотворение «К вершине»
8. Стихотворение названо «К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека. К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравствен ...

Сопоставление прозы и поэзии Бунина
Нагляднее всего родство стихотворений и прозы Бунина в схожести мыслей, в пафосе утверждения и отрицания, в единстве тона. Обратимся, например, к рассказу «Антоновские яблоки». Внешняя организация его текста прозаическая, по сути же это п ...