Литературные экскурсии
Страница 1
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.

Всем известно, как они ожив­ляют преподавание. Мы не будем перечислять типы и темы экскурсионной работы, связанной с уроками литературы, так как это достаточно известно и тесно связано с местными условия­ми: в больших городах к услугам школ экскурсионные бюро, предлагающие и тематику и организационное устройство эк­скурсий; в сельских местностях выбор экскурсий не так богат и вся инициатива и организация ложится на учителя.

Однако не следует думать, что только в городах и районных центрах можно найти такие места или памятники, которые нужно показать учащимся. Интереснейшие объекты для активного и поучительного восприятия нередко оказываются в местах, казалось бы, ничем не прославленных и далеких от цен­тров. Так в Адыгее много мест , которые были посещамы писателям. Так, например, Е Шварцем, М.Горьким и т.д.

Тот, кому доводилось проводить экскурсии всем классом в музеи или места, связанные с жизнью писателя, знает, что это нелегкое мероприятие, требующее немалой выдержки от учащихся. Продуктивность экскурсии не всегда бывает ровной, так как часть класса из-за пассивности или недостаточности вре­мени для вдумчивого осмотра (комнаты тесны, витрины неве­лики) так или иначе выпадает из актива экскурсантов. Обычно и руководители музейных экскурсий предпочитают вести осмотр с небольшими группами учащихся. Да и вообще пассив­но слушать руководителя экскурсии способны далеко не все учащиеся: это закономерно и вовсе не связано с недисциплини­рованностью учащихся. Они хотят сами осмотреть, сами узнать, сами выбрать то, что их интересует. Поэтому весьма целесооб­разно (особенно для старших классов) внести самостоятель­ность и самодеятельность в экскурсию. В нашей личной практи­ке преподавания мы нередко превращали экскурсии в так назы­ваемые «экспедиции» (условное название), при которых давали полную самостоятельность учащимся в наблюдениях и осмотре экспонатов. Так, мы ставили перед учащимися задачу, общую для всего класса: «Кому и за что поставлены памятники в на­шем районе?» Класс разделит­ся на маленькие группки, взявшиеся исследовать отдельные памятники (некоторые учащиеся фотографировали- или зарисо­вывали, узнавали (подробности) о деятеле, которому воздвигнут памятник, узнавали имя скульпто­ра, обстоятельства, при которых был открыт памятник и пр.). Эта полностью самостоятельная работа носила исследователь­ский характер и увлекала учащихся. На уроке, заключающем экспедицию, школьники сообщали результат своей экспедиции и делали свой вклад в общий альбом по указанной теме.

Редко удается экскурсия всем классом на тему «По памятным местам ». Не удается потому, что дома, места просматриваются чуть ли не из окна автобуса, и большого впечатления у учащихся не оставляют. Поручите отдельным группкам учащихся в два-три человека обследовать и описать, сфотографировать, зарисовать памятные места, и они это сде­лают с такими деталями, которых не встретите и в экскурсион­ных печатных описаниях, Осматривать всем классом за один раз всю Третьяковскую галерею, весь Горьковский музей—занятие утомительное и малопродуктивное. Значительно эффективнее дать задание на самостоятельный просмотр учащимися нескольких картин одного-двух художников, с предварительным знакомством со статьей (в истории живописи) об этом художнике и последую­щем сообщении в классе о своей «экспедиции». Так же и в музее лучше побывать дважды, но, выполняя самостоятельное задание, глубже озна­комиться с одним-двумя разделами грандиозного собрания.

Все сказанное нами об экскурсионной работе не отрицаем пользы и массовых экскурсий; мы выдвигаем лишь иную фор­му экскурсирования, при которой учащиеся (в особенности старших классов) развивают навыки исследования и находят выход своим индивидуальным склонностям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Айседора Дункан
Поэма открыто посвящена Айседоре Дункан – второй жене Есенина. С этой великой танцовщицей поэт познакомился осенью 1921 года, когда та приехала в Советскую Россию, учить детей «танцу будущего». Их отношенья развивались быстро, и уже весн ...

Драматургическая жизнь Англии в конце XIX – начале XX веков. Гуманистичное, юмористическое и критическое начала в выражении проблематики в пьесах Бернарда Шоу
«Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду» Бернард Шоу Пьесы Б. Шоу – яркие, запоминающиеся, полные юмора, но в то же время серьезные. Острые проблемы Шоу изображал при помощи беспощадной сатиры. Проблематика и темати ...

Культура древнего Египта в период Древнего Царства. Предпосылки, повлиявшие на облик культуры Древнего Египта
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово "Египет" происходит от древнегреческого "Айгюптос". Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города ...