Литературные экскурсии
Страница 2
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы и в школьном преподавании литературы, хотя даже не столь богатая литературная история дает обширный материал к моделированию литературных маршрутов. Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.

Но каждым годом литературное экскурсии занимает все большее место в работе учителя-словесника.

Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель­ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив­ными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, сти­мулируют интерес к жизни и творчеству того или иного ав­тора.

Но, как известно, этот материал с успехом мо­жет быть использован и при ознакомлении с определенной исторической эпохой, и при заключительных занятиях по кон­кретной теме, где роль литературной экскурсии будет сво­диться к закреплению материала.

На одном из самых важных этапов учебного процесса, в работе над художественным текстом, литературные экскурсии занимают, на первый взгляд, не столь значительное место. Действительно, если имеются экскурсии, в которых це­ликом или частично может уложиться материал биографии писателя или характеристики эпохи, то ни одна экскурсия не заменит непосредственного анализа текста.

Какова же роль литературной экскурсии на этом этапе работы, да и нужно ли она вообще здесь? Многочисленные наблюдения позволяют от­ветить на этот вопрос: да, нужно, и помощь может оказать немалую.

Самое простое, что может сделать литературная экскурсия при работе над текстом художественного произведения—это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения. Таковы, напри­мер, экскурсии, которые проводил известный теоретик и прак­тик литературно-краеведческой работы Н. Н. Анциферов в 20-е годы по «Петербургу Достоевского», когда, идя по пути Раскольникова или Свидригайлова, он вместе со своими слушателями становился как бы свидетелем и даже участ­ником описываемых событий. Такова экскурсия по «Петер­бургу Пушкина», но только по тем местам, которые описаны в его произведениях (а их много), экскурсия «по местам Пе­чорина» на Кавказских Минеральных водах, на Бородинское поле, по местам Орловской области, описанным в «Записках охотника» и т. п.

Иллюстрацией или комментарием к художественному про­изведению может быть и экскурсия по старым цехам боль­шого предприятия (Кировский завод в Ленинграде). Эти экс­курсии, которые воссоздают перед учениками картины прош­лого, жизнь людей.Но литературное краеведение может не только иллюстри­ровать и комментировать художественное произведение, в про­цессе этой работы нередко учащиеся получают дополнитель­ные знания, лучше усваивают и более глубоко понимают художественный образ. Литературная краеведческая экскур­сия, проведенная в процессе работы над произведением, не­редко дает возможность молодым читателям постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно про­иллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссозда­нии этих картин.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Чем определяется успех стихов Квитко, Введенского, Хармса у детей? Опираясь на «заповеди детским поэтам», дать анализ стихов А.Введенского «Кто?», «Когда я вырасту большой», Д.Хармса «Иван Топорыжки
Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е гг. и перед советской детской поэзией. Они вытекали из требований воспитывать в юном поколении качества строителей нового мира. Чтобы создать новую поэзию для детей, нужно было, опираясь на опы ...

Тематика пьес Уильяма Сомерсета Моэма как мастера диалогизма
Представительной фигурой массового театра был Уильям Сомерсет Моэм (1874 – 1965) – один из самых проницательных писателей в английской литературе XX века. В лучших своих произведениях Моэм поднимал проблемы общечеловеческого и общефилософ ...

Техника чтения
Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка. Предварительное ознакомле ...