Литературные экскурсии
Страница 2
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы и в школьном преподавании литературы, хотя даже не столь богатая литературная история дает обширный материал к моделированию литературных маршрутов. Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.

Но каждым годом литературное экскурсии занимает все большее место в работе учителя-словесника.

Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель­ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив­ными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, сти­мулируют интерес к жизни и творчеству того или иного ав­тора.

Но, как известно, этот материал с успехом мо­жет быть использован и при ознакомлении с определенной исторической эпохой, и при заключительных занятиях по кон­кретной теме, где роль литературной экскурсии будет сво­диться к закреплению материала.

На одном из самых важных этапов учебного процесса, в работе над художественным текстом, литературные экскурсии занимают, на первый взгляд, не столь значительное место. Действительно, если имеются экскурсии, в которых це­ликом или частично может уложиться материал биографии писателя или характеристики эпохи, то ни одна экскурсия не заменит непосредственного анализа текста.

Какова же роль литературной экскурсии на этом этапе работы, да и нужно ли она вообще здесь? Многочисленные наблюдения позволяют от­ветить на этот вопрос: да, нужно, и помощь может оказать немалую.

Самое простое, что может сделать литературная экскурсия при работе над текстом художественного произведения—это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения. Таковы, напри­мер, экскурсии, которые проводил известный теоретик и прак­тик литературно-краеведческой работы Н. Н. Анциферов в 20-е годы по «Петербургу Достоевского», когда, идя по пути Раскольникова или Свидригайлова, он вместе со своими слушателями становился как бы свидетелем и даже участ­ником описываемых событий. Такова экскурсия по «Петер­бургу Пушкина», но только по тем местам, которые описаны в его произведениях (а их много), экскурсия «по местам Пе­чорина» на Кавказских Минеральных водах, на Бородинское поле, по местам Орловской области, описанным в «Записках охотника» и т. п.

Иллюстрацией или комментарием к художественному про­изведению может быть и экскурсия по старым цехам боль­шого предприятия (Кировский завод в Ленинграде). Эти экс­курсии, которые воссоздают перед учениками картины прош­лого, жизнь людей.Но литературное краеведение может не только иллюстри­ровать и комментировать художественное произведение, в про­цессе этой работы нередко учащиеся получают дополнитель­ные знания, лучше усваивают и более глубоко понимают художественный образ. Литературная краеведческая экскур­сия, проведенная в процессе работы над произведением, не­редко дает возможность молодым читателям постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно про­иллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссозда­нии этих картин.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Р.П. Погодин – писатель о детях и для детей. Жизнь и творческий путь писателя
Почему Радий Петрович стал детским писателем? В одном из его интервью прозвучало признание: "А я занимаюсь, по сути, иконописью. Иконопись для меня – мифотворение. Я сознаю, что герои мои – люди святые. Пишу о человеке прекрасном&quo ...

Принципы поэтики И.Бродского и эстетика постмодернизма
Постмодернизм, как было сказано выше, формировался под влиянием предыдущего течения, модерна, переосмысливая и дополняя его. Исследователь Колобаева Л.А. говорит о возможности рассмотрения поэзии И.Бродского и Серебряного века русской лит ...

Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака "Гобсек".
Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В т ...