Литературные экскурсии
Страница 4
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

К графическим наглядным пособиям краеведческого типа мы относим литературные карты края с условными обозначе­ниями мест, интересных в историко-литературном отношении; ним же относятся маршрутные карты, топографические схе­мы путешествий писателя или героя художественного произ­ведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, рекомендательные списки книг и др. Пособия тако­го типа изготовляются учащимися по заданию учителя. Уче­ник, приступая к созданию, например, литературной карты края, должен предварительно ознакомиться с художественной и критической литературой, выписать краеведческие сведения из разнообразных источников, обработать и сгруппировать собранный материал, подумать о его расположении и оформ­лении. Делается это под наблюдением и непосредственным руководством учителя. Графические краеведческие пособия могут быть с успехом использованы на уроке для осмысле­ния отдельных периодов биографии писателя, например:

«Странствования по Руси А. М. Горького», «Чернышевский в Забайкалье»; для показа места действия в топографии литературного произведения: «Поход Игоря на половцев», «План Бородинского сражения», «Местожительство Обломова в Петербурге», «Путешествие некрасовских странников»; для ознакомления с развитием ли­тературы в данном крае и его значением в культурной жизни всей страны: «Литературная карта Смоленщины», «Лермон­товские места на Кавказе», «Замечательные литературные мес­та Крыма».

При изучении «Капитанской дочки» мы пользовались картой путешествия Пушкина по Уралу в районы восстания Пугачева.

Цель экскурсий на вступительных занятий на уроках литературы в стар­ших классах—показать общественные проблемы, выдвину­тые жизнью и привлекающие внимание писателей в данный исторический момент. Учитель литературы не может при этом ограничиться сухой исторической справкой об общественно-политической обстановке эпохи. Не отвлеченными общими фразами и не цифрами экономической статистики, а живыми примерами из истории родного края воссоздаст он обстановку для правильного подхода к восприятию и анализу содержания изучаемого произведения.

Особое место среди синтетических форм наглядности зани­мают киноуроки.

В качестве примера можно сослаться на два киноурока, проведенные в Х классе (на тему «Маяковский») и VIII клас­се (на тему «Демон» Лермонтова) в одной из московских школ. Эти уроки интересны тем, что они показывают, из каких составных частей может складываться эта форма син­тетической наглядности.

В основу киноурока по «Демону» были положены картины-иллюстрации к поэме Лермонтова. Они были показаны через эпидиаскоп в той последовательности, в какой это было необ­ходимо для учителя, ведущего урок. Но там, где нужно, был вставлен кусок из киноленты о Лермонтове, включена ария Демона «Не плачь дитя, не плачь напрасно» (для этой цели была использована патефонная пластинка). Лекция учителя, ведущего урок, прерывалась выступлениями учеников, кото­рые читали отрывки из поэмы Лермонтова. Широко использо­ваны картины Врубеля. Для того чтобы учащимся яснее был характер, художественная манера этого художника, было ска­зано несколько слов в процессе лекции о том, как писал кар­тины Врубель и какое место в его рисунке занимает лицо, поза, движения основного героя и совершенно условно изоб­ражаемая окружающая обстановка, рассчитанная на то, что­бы усилить впечатление от героев, в данном случае от Демона и Тамары.

В таком же плане был проведен и киноурок в Х классе о жизни Маяковского. Здесь также в основу были положены иллюстрации из книги о Маяковском, пейзажи Кавказа, снимки с «Окон РОСТА» и т. п. Но в лекцию вошел также отрывок из кинофильма о Маяковском, прозвучал голос Маяковского—запись его речи .на пленку. Само собой ра­зумеется, что такого рода киноуроки требуют от учи­теля очень серьезной подготовки, так как все элементы, из которых составляется урок, должны быть абсолютно сла­жены друг с другом. Всякая неудача с показом той или иной картины или куска из фильма разбивает впечатление и мо­жет привести к совершенно обратным результатам. Киноурок должен быть подготовлен так же, как готовится спектакль, он должен представлять собой продуманное единое целое.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Место произведений в творчестве писателей
Роман «Горячий снег» был написан в 1965-1969 гг., повесть «А зори здесь тихие публикуется так же в 1969г. Удивительно совпадение. Оба произведения имеют особое место в творчестве писателей, выделяются среди других ранееизданных творений и ...

Библиографические указатели
Рост научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литературы, составленные по тому или иному принципу. Библиография растет сейчас такими же быстрым ...

Вступление
В Великобритании последней трети XIX века эффективность влияния концепции «нового импе­риализма» на массовое сознание во многом объяс­няется не только глубокой и квалифицированной проработкой в трудах интеллектуалов и политиков-практиков, ...