Литературные экскурсии
Страница 3
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

В процессе литературно-краеведческой работы одну из главных ролей играет эмоциональный характер восприятия. Перед учителем, организующим и ведущим экскурсию, стоит задача прежде всего ввести своих слушателей в состояние заинтересованности, которое при наиболее удачном сочетании элементов показа и рассказа, может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы у учащихся создалось определенное настроение, т. е. общее эмоциональное состоя­ние, которое в течение всего времени экскурсии и даже не-, которое время после нее окрашивает его переживания. Созда­ние этого настроения целиком зависит от объектов показа и от рассказа ведущего.

Произведения и способствует более глубокому усвоению его идейного смысла.

Например, знакомя школьников с экспонатами музея истории, учитель ставит своей задачей наглядно показать уча­щимся, что материал, положенный в основу содержания являлся характерным в России. Экспонаты музея, история жизни должны, по мысли учителя, убедить уче­ников в том, автор в своем произведении создал харак­теры и показал эпизоды, типичные для страны.

Перед посещением музея учитель обычно ставил учащимся задачу: внимательно следить за экспозицией, за рассказом экскурсовода, чтобы потом, на уроках, отметить, какие именно факты из истории отображены в произведении

Таким образом, экскурсионный материал, использованный на уроке как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации одного из моментов биогра­фии или творчества писателя, как средство раскрытия органиче­ской связи между литературой и жизнью, вполне оправдывает себя. Он не только делает урок более интересным и содержательным, не только дал ученикам некоторые представления о литературных традициях и истории родного города, но, что гораздо важнее, поможет раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя, увидеть, как материал действитель­ности под пером художника становится материалом литера­турного произведения.

Сообщение литературно-краеведческих сведений дает наи­больший эффект в усвоении знаний учащимися тогда, когда оно умело сочетается с демонстрацией наглядных пособий.

Главное назначение наглядности по литературе — помочь правильному восприятию образов художественного произве­дения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена пи­сателем, в обстановке которой он жил и работал.

Литературные экскурсии могут быть и заочные, когда учитель демонстрирует наглядные пособия и берет на себя роль гида.

По своему содержанию литературные наглядные пособия отличны от других учебных пособий тем, что они демон­стрируют локальный материал; по способу отражения действительности они могут быть условно разделены на три группы: натуральные, изобразительные и графические.

К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе: письма или ри­сунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произ­ведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукопи­си, документальные фотографии. Такие подлинники, как при­жизненное издание книги Н. Островского «Как закалялась сталь», том журнала «Современник» за 1860 год, экземпляры 1 газеты «Комсомольская правда» со стихотворениями В. Маяковского, рассматриваются учащимися с огромным ин­тересом и особым эмоциональным подъемом.

С их помощью можно раскрыть и своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвер­дить правдивость и типичность изображенных в литературе явлений; он должен соответствовать содержанию и теме учеб­ного материала, быть доступным возрасту учащихся. Прежде чем показывать экспонаты в классе, учитель обязан выяснить следующие сведения об источнике: где, когда и при каких об­стоятельствах был найден данный документ, кто является .его автором, для какой цели он был создан и какую роль сыг­рал в свое время. Необходимо также установить, на каком этапе урока, когда удобнее показать его при изложении но­вого материала.

Наиболее распространенным видом наглядности по лите­ратуре для заочной экскурсии является наглядность изобразительная, к которой относятся такие краеведческие пособия, как портреты писа­телей-земляков, картины живописи, репродукции и иллюст­рации, воспроизводящие природу края, быт и труд местного населения, фотографии, рисунки макеты и модели историче­ских зданий, памятников и других достопримечательных мест. Подобный материал обогатит представления учащихся об эпохе, жизни и творчестве писателя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Свифт. Путешествия Гулливера
«Путешествия Гулливера» — программный манифест Свифта-сатирика. В первой части книги читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает ...

Мифологема птицы и ее реализация в лирике Велимира Хлебникова
В контексте творчества поэта птица является не просто образом, но мифологемой, сознательно взятой из мифологии. Ее специфической особенностью является то, что в литературе ХХ века неомифологическое сознание оперирует памятью всей культуры ...

Произведения для подростков
Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ст ...