Литературные экскурсии
Страница 3
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

В процессе литературно-краеведческой работы одну из главных ролей играет эмоциональный характер восприятия. Перед учителем, организующим и ведущим экскурсию, стоит задача прежде всего ввести своих слушателей в состояние заинтересованности, которое при наиболее удачном сочетании элементов показа и рассказа, может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы у учащихся создалось определенное настроение, т. е. общее эмоциональное состоя­ние, которое в течение всего времени экскурсии и даже не-, которое время после нее окрашивает его переживания. Созда­ние этого настроения целиком зависит от объектов показа и от рассказа ведущего.

Произведения и способствует более глубокому усвоению его идейного смысла.

Например, знакомя школьников с экспонатами музея истории, учитель ставит своей задачей наглядно показать уча­щимся, что материал, положенный в основу содержания являлся характерным в России. Экспонаты музея, история жизни должны, по мысли учителя, убедить уче­ников в том, автор в своем произведении создал харак­теры и показал эпизоды, типичные для страны.

Перед посещением музея учитель обычно ставил учащимся задачу: внимательно следить за экспозицией, за рассказом экскурсовода, чтобы потом, на уроках, отметить, какие именно факты из истории отображены в произведении

Таким образом, экскурсионный материал, использованный на уроке как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации одного из моментов биогра­фии или творчества писателя, как средство раскрытия органиче­ской связи между литературой и жизнью, вполне оправдывает себя. Он не только делает урок более интересным и содержательным, не только дал ученикам некоторые представления о литературных традициях и истории родного города, но, что гораздо важнее, поможет раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя, увидеть, как материал действитель­ности под пером художника становится материалом литера­турного произведения.

Сообщение литературно-краеведческих сведений дает наи­больший эффект в усвоении знаний учащимися тогда, когда оно умело сочетается с демонстрацией наглядных пособий.

Главное назначение наглядности по литературе — помочь правильному восприятию образов художественного произве­дения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена пи­сателем, в обстановке которой он жил и работал.

Литературные экскурсии могут быть и заочные, когда учитель демонстрирует наглядные пособия и берет на себя роль гида.

По своему содержанию литературные наглядные пособия отличны от других учебных пособий тем, что они демон­стрируют локальный материал; по способу отражения действительности они могут быть условно разделены на три группы: натуральные, изобразительные и графические.

К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе: письма или ри­сунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произ­ведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукопи­си, документальные фотографии. Такие подлинники, как при­жизненное издание книги Н. Островского «Как закалялась сталь», том журнала «Современник» за 1860 год, экземпляры 1 газеты «Комсомольская правда» со стихотворениями В. Маяковского, рассматриваются учащимися с огромным ин­тересом и особым эмоциональным подъемом.

С их помощью можно раскрыть и своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвер­дить правдивость и типичность изображенных в литературе явлений; он должен соответствовать содержанию и теме учеб­ного материала, быть доступным возрасту учащихся. Прежде чем показывать экспонаты в классе, учитель обязан выяснить следующие сведения об источнике: где, когда и при каких об­стоятельствах был найден данный документ, кто является .его автором, для какой цели он был создан и какую роль сыг­рал в свое время. Необходимо также установить, на каком этапе урока, когда удобнее показать его при изложении но­вого материала.

Наиболее распространенным видом наглядности по лите­ратуре для заочной экскурсии является наглядность изобразительная, к которой относятся такие краеведческие пособия, как портреты писа­телей-земляков, картины живописи, репродукции и иллюст­рации, воспроизводящие природу края, быт и труд местного населения, фотографии, рисунки макеты и модели историче­ских зданий, памятников и других достопримечательных мест. Подобный материал обогатит представления учащихся об эпохе, жизни и творчестве писателя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Практический аспект исследования
Рассмотрение драматических произведений имеет некоторые особенности. В частности, необходимо учитывать специфику драматических произведений, связанную с важной их особенность - постановкой на сцене. Виктор Антонович Дьяченко занимал важ ...

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

Просторечная лексика в двучастных рассказах
Т.Г. Винокур, как тонкий и глубокий исследователь языка русской художественной литературы, дала развернутый анализ языка и стиля рассказа Солженицына, очень высоко ценила в его стилистике наличие «просторечных» слов, так как они «обновляю ...