Анализы стихотворений
Страница 1

На страстной

Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица - И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.

И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфор И вешнего угара.

И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья.

1946

Стихотворение называется "На страстной". Что же имел в виду поэт под этим названием? Здесь подразумевается то, что действие происходит на последней неделе Великого поста – на Страстной седмице, неделе, во время которой вспоминаются страсти Господа нашего Иисуса Христа. Страсти на церковном языке означают страдания.

Во время Страстной седмицы вспоминаются последние страдания Христа, описанные в Евангелие, а именно: в воскресение перед Пасхальным воскресением – вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим; в понедельник церковь встречает начало страданий Христа, в этот же день вспоминается Иосиф Прекрасный, проданный своими братьями, а так же засохшая по слову Господа смоковница, не принёсшая плода, как символ лицемерия книжников и фарисеев; во вторник – воспоминания о обличении Иисусом Христом книжников и фарисеев, о Его учениях, о притчах, в которых Он говорил о Царстве Божьем; в среду происходит приготовление Христа к распятию женой-грешницей, омывшей слезами ноги Христа и помазавшая их миром, а также в этот день вспоминается злодеяние Иуды, который в этот день решился совершить предательство Господа; в четверг вспоминается установление Иисусом одного из семи Таинств – Таинства Причащения, омовение ног Христом своим ученикам, молитва Иисуса в Гефсиманском саду, а так же предательство Христа Иудой; в пятницу происходит распятие Христа, крестные муки Спасителя; в субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В стихотворении "На страстной" нам представлен лишь последний день перед воскресением – суббота. Суббота – день, когда все муки уже позади, но в то же время этот день всё ещё налит скорбью, ведь в этот день несчастные ученики и ученицы Христа, а так же Его Мать хоронили Бога, они ещё не понимали всего, что произошло, происходит и должно будет произойти по слову Учителя. Это день – предпасхальный. День, когда всё находится в настороженном ожидании воскресения Бога, когда каждая травинка трепещет перед величайшим событием грядущего дня – Воскресением Бога Иисуса Христа.

Стихотворение проникнуто переживанием страданий Христовых не столько людьми, сколь, главным образом, природой. Всё, сотворённое Богом, сострадает своему Творцу, скорбит и внутренне плачет.

И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица - И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Человек в литературе древней Руси
Одним из первых, важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи. Древнейший реально дошедший до нас летописный свод - Это "Повесть временных лет", созданная предположительно около 1113 года. Именно здесь мы ...

Роль художественной детали в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В своем творчестве великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев использовал широкий спектр литературных приемов: пейзажи, композиционное построение, систему второстепенных образов, речевые характеристики и др . Но наиболее впечатляющи ...

Время души в лирике Жуковского
Время — важнейшая для Жуковского категория, относительно которой только и может быть виден человек. Категория времени в поэзии имеет свою специфику. Время в лирике особенно субъективно. Как правило, время в поэтических произведениях пере ...