Анализы стихотворений
Страница 2

Деревья становятся похожими на молящихся, они оживают, обретают человеческие чувства, и вот уже смотрят с ужасом на то, что сделали их земные хозяева – люди, которые дерзнули сотворить величайшее зло в мире – убить Бога. Этот приём оживления неодушевлённого, которое приходит в ошеломлённое состояние от невинных искупительных страданий самого Господа, от злодейства людей, подчёркивает значимость, глобальность и трагичность происходящего. Но всё-таки несколько радостных ноток уже появляется в стихотворении:

И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор, И воздух с привкусом просфор, И вешнего угара.

Сама весна, её появление – признак воскресения, возрождения, оживления. А воздух с привкусом просфор - это некое освящение всего сущего. Просфоры – специальные хлеба, используемые для приготовления Евхаристии – таинства претворения вина и хлеба в тело Христа. Таким образом, мы соприкасаемся в воздухе как бы с самим Богом, вдыхая этот аромат, освящаемся сами.

А дальше перед нами разворачивается очень необычная метафора.

И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.

Издавна на Руси было принято в поминовение по усопшим давать милостыню, угощать близких и родных чем-то, дарить что-то в жертву за человека. Всё это, конечно, касалось простых смертных, грешных людей, которым для умаления грехов очень полезно получать такую помощь от живых. Богу же такой помощи не нужно, но как обряд, как традиция, которая неизменно совершается, как часть погребения, милостыня совершается у Пастернака и по Богу.

Затем совершается дальнейшее отпевание Христа, когда, для упокоения души, всю ночь над телом усопшего читаются Псалтырь и часть Библии, которая называется Апостол. Апостол представляет собой часть Нового завета, в котором говорится о времени после воскресения и вознесения Иисуса Христа. Это деяния Апостолов, их послания с поучениями и описаниями происходившего христианам, а также Откровение Апостола Иоанна, любимого ученика Христа, о будущем человечества.

И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтырь или Апостол.

Последняя часть стихотворения начинается с противительного союза но. Этот союз сразу противопоставляет всё, о чём было сказано до этого, тому, о чём пойдёт речь здесь.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. В полночь на третий день по распятию совершается сверхъестественное событие, перевернувшее всю историю человечества – воскресение Христа, освобождение человечества от первородного греха, открытие райских обителей для всех праведников. А последние строки строфы звучат как лозунг веры и надежды:

Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья.

Временная композиция стихотворения также представляет собой интерес. В самом начале лирического произведения перед нами раннее утро субботы.

Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа…

А дальше перед нами разворачиваются все события субботы, о которых была уже речь в этом анализе стихотворения. Заканчивается же стихотворение полночью с субботы на воскресение. Таким образом, мы остаёмся в конце стихотворения в предвестии самого значимого - начала новой жизни.

Дурные дни Когда на последней неделеВходил он в Иерусалим,Осанны навстречу гремели,Бежали с ветвями за ним.А дни все грозней и суровей,Любовью не тронуть сердец,Презрительно сдвинуты брови,И вот послесловье, конец.Свинцовою тяжестью всеюЛегли на дворы небеса.Искали улик фарисеи,Юля перед ним, как лиса.И темными силами храмаОн отдан подонкам на суд,И с пылкостью тою же самой,Как славили прежде, клянут.Толпа на соседнем участкеЗаглядывала из ворот,Толклись в ожиданье развязкиИ тыкались взад и вперед.И полз шёпоток по соседству,И слухи со многих сторон.И бегство в Египет и детствоУже вспоминались, как сон.Припомнился скат величавыйВ пустыне, и та крутизна,С которой всемирной державойЕго соблазнял сатана.И брачное пиршество в Кане,И чуду дивящийся стол,И море, которым в туманеОн к лодке, как посуху, шел.И сборище бедных в лачуге,И спуск со свечою в подвал,Где вдруг она гасла в испуге,Когда воскрешенный вставал .

Стихотворение "Дурные дни" посвящено той же теме, что и стихотворение "На страстной" - последним страданиям Христа на земле и Его воскрешению. Автор показывает нам лицемерие, непостоянность и коварство людей, их двуличие, и в противовес этому смирение и любовь к людям Иисуса.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Анализы стихотворений
Из книги "Руфь" (1916) Война Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится Пс.34:13 Нам, верным, суждена одна дорога, Но разный труд, но разные дела. В ...

Особенности неомифологического сознания и функционирование мифа в литературе модернизма
Как отмечено в Литературном энциклопедическом словаре, изучение мифологии в литературе затрудняется тем, что общеобразовательное определение границ мифологии не установилось. Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосред ...

Рассказать о работе Маршака – переводчика
Советский читатель знает С. Маршака как поэта-лирика, сатирика, драматурга, "основоположника-детской литературы" (М. Горький). Видное место занимает С. Маршак и в ряду советских поэтов-переводчиков. Он переводил на русский язык, ...