Песни русского пролетариата
Страница 1

Песни русского пролетариата имеют сравнительно короткую историю.

Ранние образцы фабрично-заводской поэзии, дошедшие до нас, относятся к XVIII столетию. Они были сложены в период, когда в русском национальном государстве ускоренными темпами стала развиваться промышленность. Росли города. Один за другим строились заводы в центральных районах страны, на Урале и Алтае, повсеместно – мануфактуры, на невских берегах поднималась северная столица Санкт-Петербург. Это не могло не отразиться в крестьянской поэзии первой половины XVIII века. Так, крестьянская песня "Поутру то было раным-рано…" запечатлела уход партии сельчан на строительство Ладожского канала. Характерен ее традиционный зачин:

На заре то было на утренней,

На восходе красного солнышка,

Что не гуси, братцы, и не лебеди

Со лузей, озер подымалися…

В далекую дорогу, на "государеву работу" сбираются крестьяне. Немалые испытания предстоят им. Любой может не вернуться к родному порогу. Уходящих провожают как рекрутов: вслед за ними за околицу идут родители, жены, дети, Образ беззащитных птиц, летящих в далекие земли, определяет основной лейтмотив песни.

Отголоском переживаний и дум русского "работного люда", трудившегося над постройкой первых судов Балтийского флота, служит песня "Как на матушке на Неве-реке…", в которой говориться о работе на

петровской ферви.

Обе названные песни еще не несут в себе ничего специфически рабочего.

Однако песни рабочих-мануфактурщиков, дошедшие до нас в подлинных записях XVIII века ("Ярославль, наш батюшка…", "Близко, близко городочка…" и др.), уже отличаются от традиционного устно-поэтического творчества. Крестьянин, приходивший на фабрику, правда, приносил с собой сложившийся мир представлений, привычек, образов, свою речь, песни, пословицы и прибаутки. Но иной жизненный уклад порождал свежие мысли и чувства.

В частушках, например, рабочих Котлинского пушечного завода звучат характерные и для последующей рабочей песни мотивы:

Расскажи, хрещеный люд,

Отчего здесь люди мрут.

С Покрова до Покрову

На проклятом острову.

Те же чувства выражала и поэзия мастеровых, трудившихся на мануфактурах, сосредоточенных главным образом в центральных районах России.

Постепенно в песнях "работных людей" появляются новые художественные черты, - например, отказ от обобщенной, условной обстановки действия, замена ее все более реальной и типичной. Все большее место занимает изображения самого фабричного производства. Создатели песен запечатлели характерные картины полуручного-полумеханизированного труда на мануфактуре: "сукна ткут во двенадцать рук", "руками челнок бросают, ногами штуки поднимают", "ткут платки-салфетки на разные клетки".

В устной фабричной поэзии появился также новый, по сравнению с крестьянским фольклором, тип труженика. Ее герой более независим, наделен чувством профессиональной и национальной гордости. Фабричные ребята поют о себе:

…Ковры, или салфетки,

Иль скатерть-коломенки –

Это все уж нам ничто,

Хоть заморский приедь кто.

Шелка ткут, ковры французски

Всё ребята наши русски.

Они "важеваты". Их "писать учат мастера". Грамоте на мануфактурах обучали далеко не всех, но сам факт обучения поражал воображение, и песня упоминала о нем. Типичным образцом ранней фабричной поэзии является песня "Близко, близко городочка…". Некоторые исследователи без достаточных оснований относили ее к мещанскому фольклору. Правда, "удалые молодцы", "мастера" изображены в ней на гулянье, но сцены гульбы, веселого досуга в поэзии мануфактур, как и в крестьянских песнях о фабрике, проступала идеализация вольготной жизни в городе:

У нас в Москве ребята хороши,

Кафтаны абрикосовы пошили,

А шапочки алы бархатные,

А пояски шелковые.

Подобные ноты, правда, не очень характерны. Рабочим на фабрике приходилось нелегко, и это засвидетельствовано их песнями. Так, например, в песне "Вы леса ль мои, лесочки…", возникшей в конце XVIII – начале XIX века, рассказывается о волнениях на фабрике купцов Грачевых и Карнауховых в Иванове. Герои ее сетуют и плачутся на низкие заработки, плохое сырье, невыносимую обстановку, в которой приходится трудиться. В ответ обеспокоенный хозяин обещает:

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

«Лев, колдунья и платяной шкаф»: система образов
Аслан , Великий Лев, Сын Императора-За-Морем, Властитель Леса, Царь Царей – это создатель мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий. В переводе с тюркского языка ...

Теоретический аспект исследования
Проявление научной и художественной мысли начинается со слов. В силу своего универсального характера и широты функциональных возможностей слово обладает способностью называть, носить информацию, обобщать, быть выразителем различных чувств ...

Условия дуэлей, соответствие дуэльному кодексу
Между Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил, исключая некоторые нарушения. Онегин и Зарецкий (секундант Ленского) – оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к ист ...