Песни русского пролетариата
Страница 2

Вы не плачьте-ка, молодчики, молодцы фабричные!

Я поставлю вам, ребятушки, две светлицы новые,

Станы самолетные, основы суровые.

Нанесу я вам, ребятушки, ценушку высокую,

Ценушку высокую, салфетки по рублику.

Более острыми были песни горнозаводских рабочих. Горная промышленность, частная и государственная, основывалась на крепостной организации труда. На казенных заводах "работные люди" находились на военном положении. Повиновение поддерживалось шпицрутенами, кнутом, розгами и кулаками. Рабочий день длился 12-14 часов, трудились в две смены: дневную и ночную.

Каторжный быт горняков правдиво и широко запечатлен в известной алтайской песне "О, се горные работы! " – редком памятнике ранней горнозаводской поэзии. Единого мнения о времени возникновения этой песни нет. Однако содержание и стиль произведения позволяют отнести его к концу XVIII – началу XIX века.

Детально правдиво рисуя картину работ на горном заводе, песня останавливает внимание на каторжном характере труда рабочих. Начало работ воспринимается как неизбежное страдание: "По фонталам воду пустят, наше сердце приопустят", "Наши горные работы всем чертям дают заботы".

Рабочих подвергают жестким телесными наказаниями ("Бита Мушиха кнутом", "Не успеешь, значит, лечь, как валится кожа с плеч"). Конец одного из вариантов песни звучит вызывающе:

Мы по улице идем,

Громко песни запоем,

Как начальство любит нас,

Как начальство дует нас.

Песен о горных заводах сохранилось немало. До нас дошел целый ряд произведений, сложенных в крепостную эпоху на Урале и Алтае. В целом устная поэзия горных заводов дает развернутые картины тяжкого подневольного труда. Как и антикрепостническая лирика барщинных крестьян и творчество рабочих мануфактур, поэзия горняков доносит до нас стихийный протест угнетенных масс, их стремление к свободе, столь отчетливо проявлявшееся в темах побега с завода, расправы с ненавистными подрядчиками и мастерами, в излюбленных образах "вольных людей", восставших против гнета помещиков, заводчиков и царских властей.

Творчество первых рабочих поэтов еще не выделялось по своему идейному звучанию из всей поэзии закрепощенного народа. Но рабочая поэзия постепенно накапливала качества, которые в будущем сделали ее самостоятельным видом народной поэзии. В ней все громче звучит тема попранного человеческого достоинства.

Песенное творчество "работных людей" начинало новую линию развития русской песни, являясь предысторией поэзии пролетариата.

30 – 50-е годы XIX века ознаменовались особенно быстрым развитием в русском фольклоре фабрично-заводского творчества. Капитализм наступал. Рост промышленности неизбежно продолжал конкуренцию. Эксплуатация рабочих становилась все более жестокой. Это сказалось и в песнях. Известная идеализация фабричной жизни, имевшая место в творчестве "работных людей", сменяется теперь трезвой реалистичностью, горькой иронией. О "бархатных" нарядах мастеровых песни уже не упоминают, теперь фабричные "носят ситцевы рубашки об семьдесят заплат", на них "синие халаты, подпоясаны ремнем".

К середине XIX столетия все чаще возникают произведения о нелегкой доле работниц, труд которых, наряду с детским, находит широкое применение на капиталистических предприятиях. Образцом может служить песня, сложенная на фабрике купца Каулина, - "Как у нас-то на Томаке на реке…". В ней женщины жалуются на усталость и просят окончить работу:

Ты, Ляксей да Иванович,

Не пора ли шабашу давать.

Шабашу давать, по улице гулять?

Наши ручки передергалися

И головки примоталися,

Наши ножки приходилися,

Наши глазки пригляделися.

"Чудесная" фабрика несла несчастья и беды. Все чаще в песнях встречаются упоминания о том, что "во мотыль рука попала, белу ручку оторвало" или – "у машинки я стоял, усе пальцы оборвал".

По песням можно проследить и пролетаризацию крестьянства. Так, широкой известностью пользовалась в Петербургской и других губерниях песня "Не последний был красильщик…", дошедшая в большом количестве вариантов. Тема разрыва с деревней воплощена в ней наиболее полно. Герой песни – фабричный. Он живет в городе и стал довольно искусным мастеровым:

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Миф и его проявление в литературе XX века. Миф, его особенности
Что такое мифы? В «школьном» понимании – это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев – поэтические ...

И. Бродский и Мария Соццани. Счастье Бродского
В январе 1990 г. на лекции в Сорбонне Бродский увидел среди своих студентов Марию Соццани. Юная красавица-итальянка русского происхождения, она словно сошла с полотен великих мастеров Возрождения. Сошла, чтобы войти в его, Иосифа Бродског ...

«Орден имажинистов» в 1919 – 1920гг.
Имажинизм, наполняя жизнь Есенина новыми образами, наполнял ее и новыми впечатлениями. В Москве к 1920г., на основе теории имажинизма, было открыто официальное общество, под названием «Орден имажинистов». Орден заключал в себе два крыла ...