Продолжение образа. Жан-Батист Поклен де Мольер.
Страница 1

Брат Верность: Но не одну религию оскорбил Мольер. Ненавидя высшее общество, он и над ним надругался. Пьесу «Дон Жуан», может быть, изволите знать?

Одноглазый: Тоже слышал. Но какое отношение к д’Орсиньи имеет этот балаган в Пале-Рояле?

Брат Верность: У нас совершенно точные сведения о том, что борзописец Вас, маркиз, вывел в качестве своего героя Дон Жуана.

Одноглазый (Спрятав шпагу): Что же это за Дон Жуан?

Брат Сила: Безбожник, негодяй, убийца и, простите, маркиз, растлитель женщин.

Одноглазый ( изменившись в лице): Так. Благодарю вас.

( М. Булгаков «Кабала святош»)

И вот человека эпохи барокко сменил человек эпохи классицизма, Тирсо де Молина уступил место Жан-Батисту Поклену де Мольеру…

Изменились с эпохой и взгляды, и мировоззрение, и сознание людей. Планетой завладел Абсолютный Разум—новый идол новых людей. А, как известно, идеал определяет героя. В произведениях стали появляться герои-патриоты, подчинившие чувства долгу. Роль искусства также была определена и сформулирована—дидактическая, нравоучительная: добродетели непременно должны были быть прославлены, а порок обличён и развенчан. Колоссальное влияние на классицизм оказала всеобщая увлечённость античностью, которая и была взята за образец.

Сегодня в мире существует так много вопросов, требующих разрешения и решения, не находящих ответов…. А тогда Смысл был дороже всего—необъяснимых вещей в природе не существовало. Всё, что не могло быть объяснено логически, считалось нелепым и бессмысленным. Ссылаясь на законы природы и волю небес, люди старались не задумываться над непонятными явлениями и не терзаться, ставя перед собой невыполнимые задачи познания.

Драматургии, как и жизни, приписывались три единства: места, времени и действия. Всё во Вселенной конкретно, совершенно и закончено—мир должен стремиться к подобной гармонии.

Надо сказать, что художественные произведения из себя тогда большой важности не представляли. Зато очень важна была роль театра, трибуны, посредством которых непосредственно можно было просвещать, учить и воспитывать…

В основе любого искусства лежало подражание природе, но, однако, лишь той, которая отвечала вкусам и требованиям времени. Так, можно сказать, делалась установка не на идеал, но на совершенную абсолютную идеализацию… Искусство—средство, а не самоцель.

Ведущими жанрами эпохи были трагедия и комедия, у каждой были свои задачи и художественные средства. Смешение низкого и высокого, ужасного и смешного не допускалось. Центральным конфликтом трагедии, безусловно, должно было стать столкновение чувства и долга, герой должен быть сомневающимся. Причём симпатии автора могли быть только на стороне положительных персонажей, которые делали трудный, но одназначно правильный выбор в пользу личного долга. Комедия же разоблачала пороки и заканчивалась торжеством добродетели. Искусство классицизма, надо заметить, вовсе не подражание и не копирование образцов, а вполне самостоятельное направление.

И в то же время, как это ни странно, самые яркие представители классицизма прославились своей противоречивостью и исключительностью, отходом от норм, стандартов, концепций и стереотипов, создав жизненные и правдивые образы и раскрыв противоречия между общим и частным, воспроизведя трагический диссонанс времени…

Мольеровский «Дон Жуан» относится именно к таким произведениям. Во многом являясь новаторской, эта пьеса стала первой великой комедией Мольера.

Её сюжет был, как мы уже выяснили, заимствован у Тирсо де Молины. Заимствован и упрощён. Сегодня имя Дон Жуана стало нарицательным для обозначения развратника, совращающего множество женщин и оставляющего их на суд небес. Но надо отметить, что становится данный герой мировым литературный типом именно под именем, данным ему Мольером.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Философские труды Дидро
Начал Дидро с откровенного признания христианского бога. Здесь сказалось влияние господствовавшей идеологии на неопытный и неискушенный еще ум юного мыслителя (вольный перевод и комментарий к книге английского философа Шефтсбсри, которую ...

Вывод
О романе Бульвера "Пелэм" в русской литературе написано довольно много: и в критических статьях, и в предисловиях к самому роману. Впрочем, наш искушенный читатель сам оценит достоинства этой книги, с интересом прочитав остроумн ...

Использование символики чисел в литературных произведениях. Баллады В.А. Жуковского и Н.М. Карамзин «Наталья - боярская дочь»
Много символов и символического можно найти у романтика Жуковского. Его баллада «Три песни» рассказывает нам о мести скальда королю Освальду, убившему когда-то его отца. Три - вообще священное число. Я думаю, вводя это число в произведени ...