Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный.» Едва ли он был ленив, скорее, это манера поведения, некий темп жизни, усвоенный в детстве и перешедший в привычку. Делбвиг не боялся общества, он любил пошалить, да и силой мог помериться с любым силачом. Дельвиг увлекался Г. Р. Державиным, хорошо знал издание Жуковского в 1810-1811 годах. Особое влияния он уделял изучению русской литературы, по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгарда, знал ее лучше всех своих товарищей. В лицее он начинал писать стихи и вскоре стал одним из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях Пушкин находил " необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он изменял". В 1814 году Дельвиг дебетирует в печати патриотической одой "На взятие Парижа" и в 1814-1815 годах систематически помещает стихи в журналах “Вестник Европы” и "Российский музей". Окончив в 1817 году лицей ( Дельвигу принадлежала ставшая лицейским гимном " Прощальная песнь воспитанников Царскоселенского лицея, 1817), Дельвиг служил в разных ведомствах, а с 1820 года – помощником библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но остальное время отдавал литературным знаниям. Он входил в поэтическую группу, сложившуюся вокруг Пушкина. Дельвиг был первым кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим наследником Державина и главой нового поэтического движения. Группа, обозначившая себя как " союз поэтов", провозгласила дух поэтической независимости, дружеского единения, наслаждения радостями жизни; в лирике Дельвига звучат мотивы политического и религиозного вольномыслия; его стихотворения "Поэт" (1820) стало декларацией свободы и высокого предназначения поэта. Дельвиг посещал и литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы. Он сблизился с Ф. К. Глинкой, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым. В 20 годы Дельвиг окончательно формируется как поэт по преимуществу лирический. Он пишет романсы, элегии, антологические стихи, одним из первых в 19 веке обращается к форме сонета. Но основные его жанры - идиллия и "русская песня". В традиционный жанр идиллия, излюбленный поэтами-сентименталистами, Дельвиг вкладывает новое содержание. Он пытается воссоздать мир чувств и мыслей человека античной древности. Дельвиг показывает, как в его мире органически рождается художественное творчество. Сам Дельвиг был тесно связан с русской художественной средой и пытался перенести в свои стихи принципы скульптурной пластичности и гармонии. Другим характерным жанром для Дельвига были "русские песни", которые он писал по образцам подлинных песен, также стремясь проникнуть в их духовный и художественный мир. Песни Дельвига высоко оценивались Пушкиным и декабристской критикой. Среди русских поэтов Дельвиг был одним из лучших знатоков народной лирической песни. Он сумел почувствовать и передать многие особенности ее построения, атмосферы. В 1825 году Дельвиг начинает издавать один из лучших произведений пушкинского времени - "Северные цветы", где участвовали Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, и другие. Постоянно тяжело болевший он скончался после нескольких дней простудной болезни. Смерть Дельвига стала потрясением для всего его окружения, более всего для Пушкина. Пушкинский круг писателей лишился человека, который умел объединять и ободрять друзей. 3) Поэт и революционер – декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта. Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М.Б. Барклай-де-Толли. Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому – рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных. Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи (в начале неумелые и косноязычные), но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли. Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Но при этом возникал с критикой если ему что-то не нравилось. Из лицея Кюхельбекер (он окончил с серебряной медалью) как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но “шаркуном“- чиновником он не мог стать по своей природе; вот и получилось, что бедствия подстерегли его чуть ли не у лицейского порога. По началу про него говорили, что он живет как сыр в масле… Однако уже весной 1820г мирные дни Кюхли были нарушены. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, “поэта”: Похожие материалы: Литература в культуре Древнего Мира. Зарождение литературы в древности. Ее
значение Лингвистическая терминология. Типы лексических значений Традиции поэтов русской классической школы 19 века
в поэзии Анны Ахматовой. Ахматова
и Пушкин |
Приветствием меж царственных гостей»
Страница 2
О литературе » Судьбы друзей-лицеистов Пушкина » Приветствием меж царственных гостей»