Приветствием меж царственных гостей»
Страница 4
О литературе » Судьбы друзей-лицеистов Пушкина » Приветствием меж царственных гостей»

«Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует тоже утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней»

После 1837г настал черед Пущина одному из двоих хоронить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина мертвым. Он допытывался, у кого только мог подробности жизни поэта в те годы, которые сам провел в тюрьме. Бесспорно, что под влиянием Пушкина Пущин развил и свой литературный вкус, который в последствии признавали безупречном. Такие луди как Пущин, воистину редкие: они не чего не хотят для себя и умеют не хвастаться этим. Небывалое хладнокровие и острый ум Пущина сбивали с толку членов Следственного комитета по делам декабристов, обезоруживали тюремщиков, вливали силу в измученных декабристов. Тридцать один год провел Пущин в тюрьме, на каторге, в ссылке, но когда вернулся, все заметили, что духом он несколько не постарел, не перед какой бедой не опустил голову, и не потерял прежней доброты и остроты ума. Он возвратился не начинать жизнь с нова а подводить итоги. Он старался успеть помочь тем кому еще не помог, и развязать все узлы, завязанные в жизни. Память о Пушкине волновала его безотвязно. Пущин – умер 3-его апреля 1859г “Настрадавшись досыта“, как он писал. Иван Иванович Пущин сохранил свои верования, свои убеждения до последней минуты.

5).

Данзас Константин Карлович – друг и товарищ Пушкина (1800-1870).

Данзас был в товарищеских, но не самых близких отношениях с Пушкиным в Лицее, и не так часто Пушкин виделся с ним после Лицея. Встреча Пушкина с Данзасом в день дуэли долгое время считалось случайностью, на этом настаивал сам Данзас. Но Пушкин видимо очень хотел чтобы в час смертельного боя рядом с ним оказался один из лицеистов, один из первых его «друзей души».

Всю жизнь Пушкин был окружен друзьями и было бы странно если бы он оказался одинок на черной речке, без преданного друга, знавшего его с детства. Поэту нужен был в качестве секунданта человек верный, твердого характера, и далекого от высшего общества, которая смаковала подробности дуэли и трепетала имя его жены. Сила лицейского братства в глазах великого поэта была огромна. В последние дни для Пушкина эту силу олицетворял Данзас. Умирая поэт звал Пущина и Малиновского, но звал их, обращаясь именно к Данзасу.

Сын генерал-майора Константин Карлович Данзас. Происходил из курляндских дворян. Детские годы он провел в Москве, где обучался в университетском пансионе. По ходатайству влиятельной знакомой отца графини С. В. Строгановой он был принят в Лицей. Экзамен сдал отлично, но потом репутацию свою испортил. Про него говорили, что он не может идти ровным шагом, прилежание его зависит от глаз надзирателей, почему и успехи его малы и слабы. Рыжеволосый, большой, неуклюжий, с вечно вздернутыми бровями, Данзас был прозван в Лицее «Медведем». Он оправдывал свое прозвище т.к. был равнодушный ко всему, а иногда у него были вспышки ярости, когда его дразнили.

Он был медведь, но мишка милый…

Эти слова были в одной из лицейских песен. Данзас был в хвосте списка по успеваемости. Пушкин один раз упомянул его в своих стихах.

«19 октября» (1825г.)

Спартанскою душою пленяя нас,

Воспитанный суровою Минервой,

Пускай опять Вольховский сядет первый,

Последним я, иль Брольо, иль Данзас.

Но они и не были вовсе чужды друг другу. У них были общие интересы. Данзас вместе с Дельвигом выпускал журнал «Лицейский мудрец». Он был из тех людей, которые не выдаются в кругу сверстников-соучеников, и обнаруживают свои лучшие качества позднее – в живом деле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Эпоха Просвещения
Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству. Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое историческое значение. Этим термином принято называть ...

Набережный сквер
Следующая наша остановка - сквер на высокой террасе Камы. "Набережный сад", "Сад Багратиона", "Гулянье над рекой", "Сквер имени Решетникова" (то ли писателя-пермяка Ф.М.Решетникова, то ли революцион ...

Художественная версия концепции «нового империализма» в неоромантизме Р.Л. Стивенсона
Своей вершины художественное воплощение имперских ценностей поздневикторианской Вели­кобритании достигло в произведениях Роберта Льюиса Стивенсона (1850-94). Биография писате­ля отнюдь не была похожа на жизнь его героев - рыцарей, пиратов ...