Песни рабочих
Страница 1

С начала 900-х годов в стране назревает революционный кризис. По городам России прокатывается мощная волна стачек и забастовок. В это время крепнет и рабочая песенная поэзия. Чтобы разобраться в ее многообразии в этот период, целесообразно выделить три большие жанровые группы: лиро-эпическую, сатирическую и гимническую.

Лиро-эпический жанр охватывает большой круг произведений о дореволюционном рабочем быте. В 1905 –1907 годах в их содержании усилились героические ноты, обусловленные открытой вооруженной борьбой рабочего класса со своими угнетателями.

Конкретная, способная передавать психологические переживания героев лиро-эпическая песня объединила функции традиционных лирического и исторического жанров. В этом плане она – предшественница современных советских песен, которые, по определению В. Я. Проппа, "могут быть названы не только эпическими и лирическими, но и историческими в полном смысле слова"1.

Качественно новое явление, лиро-эпическая рабочая песня этого периода в то же время тесно связана с более ранней фабрично-заводской песенной поэзией.

Среди произведений этого жанра в конце 90-х – начале 900-х годов обширную группу образуют те, в которых продолжены вековые мотивы горя и страдания. "В фабричных песенках нет бодрых настроений, - писал один из собирателей уральского фольклора, - в них сквозит тяжелое сознание невозможности изменить невыносимый порядок вещей…". Примером могут быть записи вроде следующей:

Посмотрю на свово сына:

Сердце оборвется.

Та же горькая судьбина

Ему достается.

"В первые годы моей работы, - вспоминает старый большевик Ф. Н. Самойлов, - проявление классового самосознания рабочих было крайне слабым. Люди ежедневно с утра до ночи терпеливо работали, жили в тяжелой нужде и не выражали почти никаких признаков протеста или недовольства".1

"Получили пятак – иди в кабак", - с горечью шутили московские рабочие, о невеселой жизни которых говорилось не только в песнях, но и в пословицах, поговорках, присказках, вроде: "Живем да хлеб жуем", "Щи – хоть тряпье полощи", "Крупинка за крупинкой бегает с дубинкой", "Рабочий давно на харч в аду зачислен", "На заводе ад, а кругом – смрад". Сохранившиеся песни рассказывают невеселую правду о жизни рабочих окраин. Покосившиеся хибары, огороды, пустыри, мусорные свалки…

В 1894 году на "Треугольнике" впервые услышали песню "Последняя рубашонка", которая впоследствии всем полюбилась. Сложил ее свой, заводский поэт И. Д. Волков. В ней говорилось:

Последнюю рубашонку

У вальцов трепали.

По двенадцати часов

Отдыха не знали…

Волков – один из немногих создателей рабочих песен, имена которых известны. Судьба этого поэта-самородка, так и не поднявшегося до большой литературы, типична. Он родился в 1867 году в крестьянской семье. С девяти лет пас скот, вил веревки у кабатчика. Затем подростка посылают в Петербург на заработки. Здесь он – "мальчик на побегушках" при кладовых Калашниковской пристани, а с семнадцати – грузчик в порту, летом – возчик, резинщик и т. д. Волков пробовал свои силы в разных видах поэзии: писал песни, стихи, басни, сказки, поэмы.

Вначале поэт не поднимался выше традиционных фабричных мотивов, слагая невеселые вирши, вроде:

Время некуда девать,

Никакой отрады,

Не дано просвета знать,

Значит, выпить надо.

Впоследствии, в 1905 году, творчество И. Д. Волкова стало иным. Оно зазвучало по-боевому. Активный забастовщик, он был дважды арестован и в 1911 году выслан из Петербурга, как неблагонадежный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Несчастная любовь к Марине Басмановой
Первые стихи Бродского с загадочным тогда еще посвящением «М.Б.» датированы июнем шестьдесят второго года. Инкогнито этих инициалов давно раскрыто. За ними — Марина Басманова, главная и, может быть, единственная любовь поэта. Первые строф ...

Сказка характеров
В каждой из его сказок происходит становление характеров, люди подвергаются суровым испытаниям, и в результате торжествует не отвлеченное добро. А добро добытое, воеванное, выстраданное умеющими бороться людьми. Будучи совсем еще молодым ...

Эстетика Мандельштама
Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка. Мандельштам вспоминает: «Что х ...