Песни рабочих
Страница 5

…На купцов, да на попов, да на царей

Поднимайтеся скорей, скорей, скорей…

Социально-бытовой сатире свойственно понимание единства интересов прямых угнетателей-капиталистов и их защитников – попов. Враждебное отношение к духовенству рабочие унаследовали от устного крестьянского творчества. Жизненная практика постоянно убеждала, что попы на стороне имущих. Образцом антицерковной рабочей песни 90-х годов является "Сказка о попе и черте". Ее пели в Петербурге, Москве, Туле, Иванове и в Сибири, охотно помещали в нелегальных партийных песенниках. Текст "Сказки" обнаружен и в архивах жандармского управления.

Отличительная черта идейного содержания рабочей сатирической песни 1905 – 1907 годов – разоблачение Николая II. В этом отношении рабочая устная поэзия была явлением новым, качественно отличавшимся от творчества крестьянства, долго находившегося в плену царистских иллюзий.

Интересна сатира "Всероссийского императора", обошедшая почти все фабрики и заводы. Целый ряд ее вариантов отличается совершенством, подлинно народной афористичностью, емкими, лапидарными определениями; они примечательны не только в идейном, но и в художественном отношении:

Всероссийский император,

Царь жандармов и шпиков.

Царь – изменник, провокатор,

Царь – создатель кандалов.

Побежденный на Востоке,

Победитель на Руси…

Будь же проклят, царь жестокий,

"Его рабочее величество пролетариат всероссийский".

Рисунок из журнала 1905 года

Царь, запятнанный в крови.

В отличие от либерально-буржуазной, рабочая сатира сосредоточивала свой огонь не только на царе и его ближайшем окружении, она била по всей правящей касте. В ряде вариантов сохранилась пародия "Молитвы за царя" ("упокой и помяни, боже…"), сложенная рабочими как " поминание" царской семьи:

Господи, помилуй

Царя Николая,

Жену его Сашу,

Маменьку Машу,

Трепова-генерала,

Алексеева-адмирала,

Победоносцева-секретаря

И Алексея-моряка,

Владимира-провокатора,

Княгиню Елизавету

И всю сволочь эту…

Перечень был обширен, поминали генерала Куропаткина, министров Хилкова, Витте, Бирилева, полицейских, казаков.

Характерно, что песни о царе слагались не узким кругом поэтов-революционеров, как это было в периоды декабризма и народничества, а пролетарскими массами.

Высмеивали рабочие и пресловутый манифест 17 октября 1905 года. Куцый и насквозь фальшивый, он вызывал негодование. По Петербургу ходила рукописная сатира на высочайший манифест:

"БЕСОВОЮ МИЛОСТЬЮ

МЫ

НИКОЛАЙ II

провокатор и самодурец всероссийский. Царь нагаек, царь пыток, царь расстрелов, царь виселиц, царь-детоубийца, великий князь беззакония и пр., и пр.

Жалуем усердному холопу нашему рижскому генерал-помпадуру 11 трупов для ношения на георгиевской ленте…" 1

О пресловутой свободе слова рабочие невесело шутили: "Марсельезу" не запоешь – на крючок не зацепят. На Балтийском заводе в те дни пели:

Когда по улице идешь

В рубашке ярко-красной

И "Марсельезу" запоешь –

Раскаешься, несчастный.

Городовой тебя возьмет

И тот час – в морду хвать!

И "В околоток! – заорет. –

Арестовать!"

Еще острее зазвучала в 1905 – 1907 годах старая антицерковная тема. Ненависть к духовенству резко возросла в революционные годы, что наглядно видно и по песне "Помер бедняга Ванюша Кронштадский…", которая была сложена в 1908 году по поводу смерти главаря церковных черносотенцев Иоанна Кронштадского:

"Манифест Николая II"

Сатирический рисунок 1905 года

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие материалы:

Рейтинги
Просмотрев рейтинги книжных магазинов в России, я могу сказать, что польская литература, к сожалению, не занимает высоких позиций по сравнению с Отечественной или другой зарубежной литературой. Впрочем, сейчас художественная литература пе ...

Истоки романтизма
Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII -первой четверти XIX века. Отсюда ведут его родословную. В таком подходе есть своя правомерность. В это вре­мя романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущ­ност ...

Культурологические основы изучения древнерусской литературы в аспекте культурных ценностей эпохи. Епифаний Премудрый и Андрей Рублев: духовно–нравственный потенциал творчества
Сложности изучения древнерусской литературы общеизвестны. Думается, что здесь нельзя обойтись без привлечения так называемых «смежных» искусств: живописи, иконописи, архитектуры, церковной музыки. Важно сразу помнить, что древнерусская ли ...