Про морозные, грозные ночи, Когда царь Николай расстрелять приказал Петербургских голодных рабочих… Подобные песни рождались по всей стране. В них нашли отражение и бои рабочих с царскими войсками, происходившими в течение пятого года в разных городах России. Особенного накала борьба рабочих с самодержавием достигла в Москве в декабре 1905 года. О декабрьском вооруженном восстании сохранился целый ряд песен. Среди них пользовались известностью "Притаилась тревожно столица…", "Как у наших ворот…", "Шумел, горел пожар на Пресне…", "На баррикадах" Ф. Бутырского и другие. После поражения восстания возникли произведения, проникнутые скорбью о павших товарищах, гневными угрозами в адрес палачей и убийц трудового народа. Так, в Москве на Пресне пели: Слава павшим на славном посту! В декабре их немало убито – На кровавом Горбатом мосту И в развалинах фабрики Шмидта… Рабочие выражали веру в близкое возмездие: Спите, братья-товарищи, Близок судный час. На невиданном пожарище Мы помянем вас. В огне боев песни стали верным оружием. Их пели на баррикадах Москвы, на Урале, в Ярославле, Севастополе и других городах. Они раздавались в каждом поселке, на каждой окраине. Особенно часто звучали острые сатирические песни. Эти песни стали обильно возникать примерно с середины 90-х годов. До этого времени они отличались сравнительно слабым обличительным пафосом, не шли дальше выпадов против "плохого" хозяина. Внимание сосредоточивалось на изображении темных сторон быта. Такая сатира может быть названа бытовой. Песни о предпринимателях, правда, складывались и позже, но ими уже не исчерпывался весь круг произведений. С подъемом движения рабочая сатира приобретает ясно выраженный социальный смысл. Эксплуататорские методы работодателя объясняются уже не его личными качествами, а принадлежностью к классу угнетателей. С начала революции 1905 – 1906 годов сатирическая песня (речь идет о творчестве широкой фабрично-заводской массы) становится открыто революционной. Острие сатиры направлено теперь прежде всего против самодержавия и всего помещичье-капиталистического уклада жизни. Ненавистный образ заводчика, пожалуй, наиболее ярко выступает в "Камаринской Саввы Морозова". Возникла песня в Орехово-Зуево в 90-х годах и разошлась по России. Ее записи сделаны и в Петербурге, и на Урале. Песенный Савва колоритен. Это заводчик нового типа, отнюдь не грозящий лозой и батогами. Он безжалостно обирает ткачей и прижимает их "научно разработанной" системой штрафов. Бесчеловечность предпринимателя раскрывается в эпизоде пожара, когда Морозов закрывает рабочих в горящем здании: Не велел пускать с завода ни души, Там уж хочешь иль не хочешь, а туши! Рисуя внешний облик Саввы, "Камаринская" дает обобщенный образ капиталиста, разжиревшего на крови рабочих и утопающего в роскоши. Представление о роскошной жизни заводчика сочетается у рабочих с твердым убеждением в его праздности и развращенности. Он "на цимбалах забавляется и с кухарками занимается", - говорится в варианте, записанном от ленинградского рабочего М. Жигулева. Орехово-зуевская ткачиха А. Елисеева пела в своем варианте: На хороших дев заглядывает, В кабинет к себе заманивает, Всех подарками задаривает И подряд их всех обманывает… "Камаринская" бичевала не только заводчиков, но и попов, дворян, правительство. Правда, песня еще не содержала прямого призыва к революции. Открыто революционной она стала лишь в 1905 году, когда ее дополнила боевая концовка: Похожие материалы: А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Три сестры» и А.С. Пушкин «Пиковая дама» Жан-Жак Руссо. Юлия, или Новая Элоиза Мятежность в прозе и драматургии выдающегося писателя |
Песни рабочих
Страница 4
О литературе » Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века) » Песни рабочих