Песни рабочих
Страница 2

Рабочие "Треугольника" охотно распевали сложенные Волковым песни. Большой успех имела его песенка об одном из ненавистных мастеров, по кличке "Паровоз", который:

…Не брал громадных взяток,

Был доволен небольшим:

Кто принес яиц десяток,

Того ставил он старшим.

А кто хочет прибавленья

Получить побольше в год, -

Пусть приходит в воскресенье

К нему чистить огород…

Особенно печально звучали женские песни этого времени. Их настроение передает "Фабричная колыбельная". В ней мать выплакивает горе над колыбелью сына:

Вот какая моя жисть,

Хоть живая в гроб ложись.

Я б живая в гроб легла,

Только бросить жаль тебя…

Столь же безрадостна песня охтинских работниц "Кто на Охте не живал…" и многие другие. Сплошь и рядом, особенно в период подъема движения, эти мотивы переплетаются с протестом и обличением виновников бедствий трудового люда. Так, в "Сормовской песне про бенардаковский завод" дана гневная характеристика чинов заводской администрации. В уральской песне "На Нижнетагильском заводе…", где нарисована мрачная фигура жестокого артельщика Волгина, центральное место занимает ранее не встречавшийся образ, - образ рабочего агитатора. Не страшась заводчика Демидова и казаков, он произносит зажигающую речь:

Товарищи, братья родные,

Довольно вам спины ломать

За то, чтоб хозяевам-чертям

На ваших трудах отдыхать.

Прошло то несчастное время,

Павлухе не век управлять,

Мы сами добьемся управы

И не станем на бар работать!

Выступление от имени коллектива, употребление самого обращения "товарищи" говорит о растущей пролетарской солидарности. Отныне слово "мы" звучит все чаще. Все чаще поется не о выступлениях отважных одиночек, а о массовых действиях против предпринимателей.

Неизгладимый след в рабочем движении оставила героическая Обуховская оборона. О ней поется в питерской песне "По теченью невских вод…". Начало ее характерно для многих песен этого времени. В нем точно указывается место и время действия:

По теченью невских вод

Стоит Обуховский завод…

В девятьсот первом году,

В мае месяце тогда

Там случилася беда…

Затем следует описание стремительного развития событий:

Сбунтовался весь народ

Свистки грустно возвестили,

Что работу прекратили.

И матросов нам прислали.

И стрелять им приказали…

Команда, присланная для разгона забастовщиков, дала залп боевым патронам. Многие были убиты. Второй раз заколебавшиеся матросы выстрелили в воздух. Надеяться на них администрация уже не могла. Были вызваны жандармские части.

…Нас забрали, замели

И в пересыльную свезли.

Там, в одиночке, автор, видимо, и сложил свою песню. Он подробно передает злоключения арестованных, детально описывает тюремную обстановку. В его спокойном повествовании не чувствуется ни страха, ни раскаяния.

Оптимизм, уверенность в близких переменах, жажда борьбы – мотивы, характерные для поэзии передовых рабочих перед пятым годом. В творчестве пролетариев, связанных с социал-демократами, они выступали определенно и ясно. В песнях массы – смутно и бегло, но также присутствовали.

В жандармском архиве найдена песня "Над трубою дым клубится…". Автор подписался под текстом: "Светлов, рабочий при генераторе в мартеновском цехе" – и сделал приписку: "Из жизни рабочих-путиловцев". С одной стороны, песня повторяет старые темы нужды и горя:

Грусть-тоска его заела,

Злая доля одолела…

Чаю денег нет купить,

Погулять не в чем сходить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие материалы:

Проанализируйте сборники А. Блока «Сказки», «Круглый год»
Александр Блок (1880-1921) издал в 1913 году два сборника для детей: «Сказки» и «Круглый год». Поэт сам отбирал и редактировал стихотворения для этих изданий. Обращаясь к творчеству для детей, А. Блок продолжал традиции фольклора и русск ...

Художественная версия концепции «нового империализма» в неоромантизме Р.Л. Стивенсона
Своей вершины художественное воплощение имперских ценностей поздневикторианской Вели­кобритании достигло в произведениях Роберта Льюиса Стивенсона (1850-94). Биография писате­ля отнюдь не была похожа на жизнь его героев - рыцарей, пиратов ...

Изображение современной жизни.
Действие всех драм Ибсена, начиная со "Столпов общества", разворачивается в современном обществе (отсюда их обозначение "современные драмы"). Представители реалистической литературы требовали от самих себя обращения к ...