Тема любви в творчестве Маяковского В.В.
Страница 5
О литературе » Тема любви в творчестве Владимира Маяковского » Тема любви в творчестве Маяковского В.В.

В поэме Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием «громады любви» развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и на других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении всечеловека, человека природного, стремящегося занять место бога.

Многие после появления поэмы писали, что в ней отразился период НЭПа. Но Маяковский брал шире, возвращая в прошлое и намечая перспективу. Одна из основных тем поэмы - это борьба с мещанством. Маяковский ведет бой с пошлостью обывательщины, со всем, что в нас «ушедшим рабьим вбито». Но самое главное в поэме, «воинствующее утверждение большой любви», восстановление этого чувства, изуродованного собственническими отношениями. Проблема пола тем самым перерастает в проблему социальную и гуманистическую. Своей поэмой, по мнению И.Машбиц-Верова, «Маяковский… утверждает возможность и необходимость большой, прекрасной, неумирающей любви. За это Маяковский и борется. Надо лишь уничтожить мерзость купли-продажи, преступной собственнический мир, который превращает женщин в «вязанку тряпок и мяса»…» Именно этот мир разлучает влюбленных в поэме, извращает любимую. Трагична коллизия поэмы, потому что в ее основе лежит «столкновение двух форм жизни, двух отношений к миру» (А.Метченко). Здесь компромисс с собой может вести к распаду личности. И потому «лейтмотивом поэмы «Про это», - пишет А.Метченко, - является требование цельности, идеал человека, целостного, как в общественной, так и в личной жизни».

К раскрытию тему В.Маяковский приступает с присущей только ему особенностью, с огромной энергией нагнетая давление темы. Поэт «излагает свой символ веры в потрясающих стихах о любви как силе созидательной».

Эта тема придет, вовек не износится, только скажет: - Отныне гляди на меня! – И глядишь на нее, и идешь знаменосцем, красношелкий огонь над землей знаменя.Это хитрая тема! Нырнет под события, В тайниках инстинктов готовясь к прыжку, И как будто ярясь - посмели забыть ее! – Затрясет; посыпятся души из шкур…

Тема же первой главы актуальна и сегодня. В эпизоде разговора по телефону герой не хочет признаться себе в том, что любимая отвергла его, что он не признает право женщины на свободу чувства. Вот такая дилемма: вопрос об исключительности высокой сущности любви и о ревности как низменном чувстве собственника, бывшем издавна чувством и правом мужчины. Поэт, как бы продолжая поэму «Про это» в 1928 г. в «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» пишет:

Любить - это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником.

В системе образов поэмы «Про это» основное место занимает лирический герой, его отношения и связи с другими образами. Напряженность конфликта в том, что героя окружает грубость, насилие, грязные слова. Самым близким людям его устремления непонятны. Все, кто его окружает, любовь «заменяют чаем, штопкой носков». Это заставляет героя переступить даже через свою семью. И вот последняя надежда. Сквозь ненавистный мир мещанства поэт пробирается к любимой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие материалы:

Личность и творческая судьба писателя Л.Н. Андреева.Обзор научно-критической литературы
Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919) Слава пришла к нему удивительно рано, и уже первый его взлет был столь стремителен и высок, что ему мог позавидовать не только любой из удачно начавших, но даже маститые авторы, жившие и творящие н ...

Александр Пушкин, как гениальный прозаик
Хотя Н. М. Карамзин и дал образец художественной и исторической прозы, попытался оживить мертвый парадный язык писателей XVIII века живым человеческим чувством, но это было только началом. К тому же Пушкина не устраивало стремление Карамз ...

Теория "просвещенной монархии"
Материалист и атеист Гольбах рассуждал: "Велением судьбы на троне могут оказаться просвещенные, справедливые, мужественные, добродетельные монархи, которые, познав истинную причину человеческих бедствий, попытаются исцелить их по ука ...